Образовательная программа Звонкая капель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРХИПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
САВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрена»
на метод. совете МКУДОД ЦДО
Директор О.В. Рудь

«___»_____20___г.

«Согласована»
Зам. директора по ВР
___________Е.В. Трифоновой

«__» ___________ 2013г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ Архиповская СОШ
__________________ Т.Г. Мурыгина
Приказ № _______
от «___» )_________2013 г.







Образовательная программа
« ЗВОНКАЯ КАПЕЛЬ»
Возраст детей: 8 – 10 лет.
Срок реализации программы: 2 года






Программа составлена:
Учителем музыки, ИЗО, искусства Трифоновой Еленой Владимировной












6+

п. Архиповка Год составления программы 2013г.

1. Пояснительная записка.
Направленность программы: художественно-эстетическая;
Вид программы: вокальное творчество;
Тип программы: модифицированная.
Новизна и актуальность.
 Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
         Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные занятия внеклассной работы. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Педагогическая целесообразность.
Пение учебно-тренировочного материала проходят живо, интересно, эмоционально. Слушание музыки помогает детям правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни, формирует их слушательскую культуру. Кроме того, изучая народные песни, дети приобщаются к культурным традициям своего народа
Вся педагогическая деятельность организуется по следующим принципам:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Педагогическая целесообразность заключается в метапредметности программы, в результате дети:
- овладеют способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентностью;
- приобретут опыт в вокально – творческой деятельности.
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Цель:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Задачи.
Обучающие:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-расширить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-обучить вокальным навыкам;
-способствовать усвоению и пополнению словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся;
-сформировать основы сценической культуры.
Развивающие:
- развитие музыкально-эстетического вкуса; - развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
- воспитание гармонически развитой личности; - воспитание эстетического вкуса и исполнительской культуры.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что занятия проходят внеурочное время, на базе общеобразовательной школы. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Программой не предусмотрено обучение профессиональному пению, но она преследует цель приобщения детей к изучению музыкальной культуры.
     Особую роль в формировании вокальной культуры играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самореализации.
Возраст детей: 8 – 10 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения – 8-9 лет;
2 год обучения – 9 – 10 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.



Методическое обеспечение программы .
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- индивидуальные и групповые занятия;
- творческие отчеты;
- праздники и фестивали.

Используемые методы и приемы обучения
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
- репродуктивный.
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение; Контроль; Самоконтроль; Оценка;
Самооценка; Вручение подарка;
Одобрение словом;  
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.  
Коррекционные методы:
 Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
 Работа над дикцией, ударением.   Все занятия вокального объединения строятся по схеме: прослушивание музыкального произведения; разбор текста песни; работа с труднопроизносимыми словами; разучивание музыкального произведения; работа над выразительностью исполнения. 

Формы подведения итогов.
- тестирование,
- концерт,
- контрольное задание,
- конкурс.  Условия реализаци программы.
Для успешной и плодотворной работы объединения «Звонкая капель» необходимы:
специализированный кабинет; фортепиано; музыкальные произведения в СД записи; таблицы, плакаты с текстами песен (нотированные); портреты композиторов; детские музыкальные инструменты   (бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)
Ожидаемые результаты 1 года обучения.
В конце 1 года обучения учащиеся должны:
знать:   музыку разного эмоционального содержания;   музыкальные жанры (песня, танец, марш);   одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;   средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,    мелодию, ритм;   музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,  балалайку, баян;   знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,    уметь различать их по звучанию;   знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;  уметь:   верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;   быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать    дирижерские жесты;   петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;   соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,    ненапряженно:   исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения  
Учебно–тематический план
1 года обучения
№ п/п
Разделы
Количество часов



Всего
теория
практика

1
Вводное занятие.
1
1
-

2
Вокально-хоровая работа:
16
-
16

3
Слушание музыки
4
4
-

4
Сводные репетиции
6
-
6

5
Концертная деятельность
5
-
5

6
Отчётный концерт.
1
-
1

Всего
33
5
28


Содержание программы.
1 года обучения.

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Всего
теория
практика

1
Вводное занятие.
- Инструктаж.
- Введение в тему.
1
1
-

2
Вокально-хоровая работа.
-Дыхание и дыхательная гимнастика.
« Во поле береза стояла» р.н.п « До-ре-ми-фа-соль» Муз.Островского Сл. Петровой
-Вокально-певческая постановка корпуса
«Петь приятно и удобно»
«Про меня и муравья»
Муз. Абелян Сл. Степанова
-Бережное отношение к голосу
« Я красиво петь могу» Муз. Абелян Сл. Степанова «Настоящий друг»
Муз.Островского Сл. Петровой
-Звукообразование и звуковедение
«Песенка про гласные»
Муз. Абелян Сл. Степанова « Что такое новый год?»
Муз. Чичикова Сл.Пляцковского
-Формирование качества звука. Интонация.
« Баю-бай» Р.н.п. « Ты откуда музыка?»
Муз.Дубравина Сл.Пляцковского
-Дикция, артикуляция, слово.
« Песенка про дикцию» Муз. Абелян Сл. Степанова « Мама»
Муз. Соснина Сл.Хайта
16
-
16
3



2



2









3




3



3

3
Слушание музыки.
- Музыка и ее выразительные возможности.
« Вольный ветер» И.Дунаевский « Ласковая просьба» Г. Свиридов « Лебедь» Сен-Санс
- Музыка в нашей жизни
«Полька» И.Дунаевский « Камаринская» М. Глинка
- Знакомство со средствами музыкальной выразительности
« В пещере горного короля» Э. Григ « Ежик» Д. Кабалевский « Дождик»
Г. Свиридов.
- Народно-песенные истоки музыки
Прослушивание русских народных песен в исполнении профессиональных хоров, произведений в исполнении русских народных инструментов
4


4
1





1


1







1
-



4
Сводные репетиции.
- Подготовка к общешкольным мероприятиям.
- Подготовка к районным и областным мероприятиям.
6
-
6
2
4

5
Концертная деятельность.
-«День учителя»;
-«Новогодние посиделки»;
-«Масленица»;
-«Рождество»;
-«Защитники Отечества»;
-«Женский день 8 марта».
5
-
5
0,5
1
0,5
1
1
1

6
-Отчётный концерт.
1
-
1


33
5
28


Учебно–тематический план.
2 года обучения.

№ п/п
Разделы
Количество часов



Всего
теория
практика

1
Вводное занятие.
1
1
-

2
Вокально-хоровая работа:
16
-
16

3
Слушание музыки
4
4
-

4
Сводные репетиции
6
-
6

5
Концертная деятельность
5
-
5

6
Отчётный концерт.
1
-
1

Всего
33
5
28





Содержание программы 2 года обучения.

№ п/п
Разделы
Количество часов



Всего
теория
практика

1.
Вводное занятие.
- Инструктаж.
- Введение в тему.
1
-
1

2.
Вокально-хоровая работа.
Дыхание и дыхательная гимнастика.
-Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами (мелодия, гармония, лад.);
Вокально-певческая постановка корпуса.
Бережное отношение к голос
-Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами ( темп, ритм, размер,динамика)
Звукообразование и звуковедение
-Многоголосное пение
-Песни военных лет
Формирование качества звука. Интонация.
Многоголосное пение
« Ты откуда музыка?» Муз. Дубравина Сл. Суслова « Крылатые качели» Муз. Крылатова Сл. Энтина
Дикция, артикуляция, слово.
Многоголосное пение
16
-
16
3



1
3



3


3





3


3.
Слушание музыки.
Изучение и знакомство с репертуаром.
«Серьезная» музыка и «легкая»
Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд Российской эстрады
Музыка в нашей жизни
« Марш» И.Дунаевский « Колыбельная песнь в бурю»
П. Чайковский
Народно-песенные истоки музыки.
Прослушивание русских народных песен в исполнении профессиональных хоров, произведений в исполнении русских народных инструментов.
Музыка и ее выразительные возможности.
« Наш край» Д. Кабалевский « Океан-море синие » из оперы Римский-Корсаков «Садко» Мусоргский « Баба-Яга»
4
4
1



1




1




1


4.

Сводные репетиции.
- Подготовка к общешкольным мероприятиям.
- Подготовка к районным и областным мероприятиям.
6
-
6
2
4

5.
Концертная деятельность.
-«День учителя»;
-«Новогодние посиделки»;
-«Масленица»;
-«Рождество»;
-«Защитники Отечества»;
-«Женский день 8 марта».
5
-
5
0,5
1
0,5
1
1
1

6.
Отчётный концерт.
1

1

всего
33
5
28



Ожидаемые результаты 2 года обучения.
В конце второго года обучения дети должны:
знать :   музыку разного эмоционального содержания;   музыкальные жанры (песня, танец, марш);   одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;   средства музыкальной выразительности: темп, динамику,    регистр, мелодию, ритм;   музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,  балалайку, баян;   знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,    уметь различать их по звучанию;   знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;   знать и применять правила сценической культуры.  уметь:
  верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;   быть внимательными при пении к указаниям учителя;    понимать дирижерские жесты;   петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;   соблюдать при пении певческую установку:     использовать в пении приобретенные певческие навыки;   слитно произносить песенный текст;   исполнять песни и вокально-хоровые упражнения  в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы


Модель выпускника.

Обучение  вокалу обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся.
У выпускника обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации.
Он умеет решать художественно – творческие задачи.
Владеет художественным вкусом.
У него развито воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.
Предметными результатами занятий по программе вокального объединения являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.


Литература.
Л.М. Абелян. Учебное пособие для детей школьного возраста. Издательство Советский композитор,1990г.« Все, что сердцу дорого» Песни для детей на стихи Михаила Пляцковского. Издательство Музыка 1996г.
Песни для детей школьного возраста. Издательство Советский композитор, 1998г.
« Многоголосие». Сборник песен для школьных хоров. Издательство Музыка, 1994г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI  век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.

Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.


Приложение.

Учебная программа 1 года обучения. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху правильному звукообразованию; правильному формированию гласных; четкому и короткому произношению согласных.
Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми, - си). Выработка чистого унисона.
2 Пение произведений. Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства в интересной для малышей форме.
Показ - исполнение произведения.
Рассказ о жизни и деятельности композитора.
Беседа о музыке и тексте песни. Народная песня. Раскрытие ее значения, как выразительницы исторического прошлого нашего народа. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к русской культуре. 3. Пение учебно-тренировочного материала. Образный рассказ о распевании, о его роли в развитии певческих навыков.
Показ упражнений, разучивание и выпевание их.
Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач. 4. Слушание музыки.
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации.


Учебная программа для детей второго года обучения. 1. Вокально-хоровая работа.
Повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков. У каждого участника вокального ансамбля. 2. Пение произведений. Беседы о разучиваемых песнях. Авторская песня: Сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств. 3. Пение учебно-тренировочного материала. Раскрытие учебной цели, назначения каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.
Распевания. Практические занятия: Показы упражнений. Их разучивание и выпевание.
Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся). 4. Слушание музыки. Краткий рассказ о музыкальном произведении. Прослушивание его. Разговор об особенностях музыкально-выразительных средств данного произведения. 5. Постановка голоса . 6. Практическая работа. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот. губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных при пении упражнений (и - э - а - о - у) в сочетании с различными согласными. Дикция и основные правила произношения в пении. Дикция и основные правила произношения в пении: произношение согласных; произношение гласных; правила культуры речи (верное ударение в словах).









13PAGE 15


13PAGE 14115




15