Некоторые аспекты формирования информационно — коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии.
Некоторые аспекты формирования информационно - коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии.
Цель работы: формирование коммуникативных умений учащихся через организацию урока, отвечающего требованиям формирования и развития коммуникативных умений.
Задачи:
Создать условия для формирования коммуникативных умений на уроке.
Организовать формы работы и системы контроля развивающих информационно – коммуникативные умения учащихся на уроках биологии.
Условия формирования коммуникативных умений.
Исторический анализ развития методики преподавания биологии показывает, что большое значение в формировании универсальных учебных действий придается специфике данного предмета. Еще в 19 веке было установлено. Что освоение биологического содержания напрямую влияет на развитие личностных качеств учащихся. Г.Н. Боч считал, что биология является необходимой составной частью общего образования: ее образовательная ценность в том, что она является средством формирования ума, развития умственных способностей, умения делать логические выводы из наблюдений. Следовательно, развитие универсальных учебных действий необходимо осуществлять, не отделяя их от биологического содержания, находить места их интеграции.
В современном федеральном государственном образовательном стандарте УУД подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные умения. Информационно – коммуникативные умения в стандарте нового поколения являются одним из компонентов коммуникативных умений. К ним относятся:
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
смысловое чтение.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ- технологий.
Деятельность учителя представляет сложную систему действий, которая направлена на реализацию определенных задач. Требования к педагогу по формированию ИКУ затрагивают целевой, процессуальный, содержательный и контрольно – оценочный компоненты. Практика преподавания биологии показывает необходимость использования компьютерного оборудования, расширенного программного и методического обеспечения ( учебно – методическая литература учителя, технологические карты, листы самоконтроля для учащихся, индивидуальные и парные задания, тесты и т. д.).
Организация учебного занятия преимущественно требует парной формы работы в сочетании с другими формами, дополнения системы контроля новым содержанием и процедурами. Соблюдение перечисленных требований приводит к существенным изменениям в организации учебного процесса.
2.Организация форм работы и системы контроля развивающих информационно – коммуникативные умения учащихся на уроках биологии.
Многочисленные исследования, проводимые с начала 20 века . показывают, что совместное решение учащимися познавательных задач приводит к эффективности обучения. Взаимодействие учащихся в парах создает благоприятные возможности для освоения как надпредметных действий, так и предметных знаний и умений. Особенно большую роль при формировании ИКУ играет взаимодействие в парах и малых группах, так как в этом случае учащиеся имеют гораздо больше возможностей совершать коммуникативные действия, чем во время фронтальной работы. Освоение информационно- коммуникативных умений происходит в процессе активного говорения и слушания, а не в ходе наблюдения за тем, как это делают другие. В своей работе я часто применяю эти формы работы при изучении нового материала , создавая пары как постоянные, так и сменного состава. Эти формы привлекательны еще и тем, они обеспечивают наличие разных ситуаций диалога учащихся, позволяют совершать им отдельные коммуникативные действия( определять цели, функции участников и способы взаимодействия).более сильные учащиеся берут на себя ведущую роль по поиску информации и оценке альтернативных решений в разных ситуациях. Но для каждого ученика в группе или паре можно выделить посильное для него задание.
Одна из форм парного взаимодействия – совместное изучение материала. Для создания такой формы работы и использую только тот материал, который не знаком обоим учащимся. Предметом совместного изучения могут быть учебные тексты. Часто я предлагаю изучать текст по определенному алгоритму, с которым мои ученики уже знакомы.
Прочитайте текст.
Выделите и выпишите новые или непонятные слова. Выпишите значение новых терминов в тетрадь. Оформите главную мысль текста. Приведите примеры, подтверждающие главную мысль.
Оформите заголовок.
Алгоритм позволяет организовать более качественное освоение ими предметного содержания, а также показывает им один из способов изучения текста.
Другой формой парного взаимодействия является взаимотренировка. Я использую ее для закрепления всевозможного материала: запоминание биологических понятий и определений, фактов, сведений и т. д. Тренировка удобна тем, что в паре один ученик может не владеть и ли недостаточно владеть материалом темы. Для тренировки я создаю дидактические карточки, задания имеют правильный ответ. Поэтому, когда « тренер» дает задание другому ученику, у него уже есть правильный ответ.
Такой вид работы, как проверка в паре, подходит для закрепления нового материала. Она может быть взаимной или односторонней. Такая работа вынуждает учеников задавать вопросы друг другу, приводить доказательства, объяснять, выстраивать логически правильные высказывания.
В некоторых случаях использую на занятиях обучение одного ученика другим. Это бывает необходимо, когда за недостатком времени, ученик, отлично владеющий информацией, может объяснить тему другому, слабо ее усвоившему. Материал излагается небольшими фрагментами, затем мною проверяется, часто на следующем уроке.
Особое значение имеет парное взаимодействие учащихся в сочетании с фронтальной и индивидуальной работой. После сообщения нового материала, демонстрации опыта или видеофильма можно использовать парную работу для восстановления отдельных моментов содержания и понимания ключевых понятий и явлений. Для совместного обсуждения материала можно предложить учащимся сформулировать несколько вопросов друг другу.
Сочетание парной работы с индивидуальной, позволяет организовать диалог учащихся по поводу способа выполнения задания и дальнейшей его совместной обработки . Выполняя задания совместно. Учащиеся имеют возможность проговорить порядок выполняемых действий, уточнить собственное понимание задания, попросить помощи у товарища. Этот метод я использую при решении генетических задач, экологических и других типах биологических задач. Начинать решать такие задачи лучше в парах, где ребята легче осваивают способы решения. И потом лучше справляются с подобными задачами индивидуально.
Для формирования умения работать с текстом подходит групповая работа учащихся. По П.Я. Гальперину выделяют три варианта групповой работы.
Первый - учащиеся получают общее задание, которое разделяется на части. Каждый ученик выполняет свою часть, объясняя и комментируя свои действия все членам группы. Другие дополняют и корректируют его. В группе не должно быть больше 6 человек. Распределять можно не только задания, но и но и операции одной деятельности( например при выполнении лабораторной работы можно распределить все операции между членами группы.
Второй вариант – учащимся предлагается выполнить толко свой участок работы или осуществить свой вид деятельности. В итоге складывается общий продукт – вопросник, кроссворд, таблица ит. д.
Третий вариант - группа создается для общегруппового продукта, который получится в совместной деятельности и одинаково понимается каждым участником. Это может быть ученический проект, используемый для обобщающих уроков, когда обобщается большой блок материала.
Тот или иной вариант организации группы определяется в зависимости от дидактических ( чему учить), развивающих( какие личностные качества развивать) и воспитательных( какие поведенческие нормы формировать) задач. На этапе становления этого вида деятельности необходимо четко прописывать учащимся порядок действии я группы. Я чаще всего составляю памятку или вывешиваю на доске алгоритм действий.
Памятка для составления рассказа
Найдите понятия в формулировках темы. Дайте им определения.
Составьте вопросы по данной теме и ответьте на них.
Выразите главную мысль, которую хотите донести в рассказе.
Обсудите последовательность изложения материала( определите логику своего изложения). Составьте план рассказа.
По каждому пункту плана приведите несколько примеров, подтверждающих основную информацию.
Изложите свой рассказ группе.
Выслушайте замечания и скорректируйте текст.
Выводы:
1. Практика преподавания биологии показывает необходимость использования компьютерного оборудования, расширенного программного и методического обеспечении. Это новая учебно – методическая литература учителя, технологические карты урока, листы самоконтроля для учащихся, индивидуальные и парные задания, тесты и т. д.
2. Использование парной, групповой, сочетания групповой и индивидуальной работы с классом меняет традиционную структуру урока. Качество обучения во многом зависит от уровня сформированности у учащихся умений действовать совместно. Это, в свою очередь, требует от учителя ставить развивающие цели урока не только в отношении информационно – коммуникативных умений, но и по поводу формирования умений продуктивно взаимодействовать. Формирование этих коммуникативных универсальных действий осуществляется на содержании предмета биологии и требует подготовки специального дидактического материала и новой оценки знаний учащихся.
Литература:
1. В.П. Арсланьян, Г.А. Стюхина ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов( психолого- педагогический аспект)
М. Педагогический университет « первое сентября», 2013 год.
2. Н.М. Горленко Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Волгоград, Издательство « Учитель»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Просвещение, 20011 год
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615