Статья Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы
Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы
ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»
Егорова О.В.,
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Отличительной особенностью ФГОС НОО ОВЗ является включение в содержание начального общего образования внеурочной деятельности коррекционно-реабилитационной направленности. Внеурочная деятельность объединяет различные виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач не только развития, воспитания, но и коррекции имеющихся недостатков развития младших школьников (в нашем случае это – дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с расстройствами аутистического спектра), их социализации и реабилитации.
Как известно, современные образовательные стандарты предъявляют требования не только к результатам предметным, но и, что особенно важно для обучающихся в нашем Речевом центре детей, к результатам личностным и метапредметным. При наличии у школьников ограничений в здоровье на первый план выступают особые образовательные потребности наших школьников, которые впервые четко и однозначно прописаны в ФГОС НОО ОВЗ (ТНР).
К особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР относятся :1 организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
2 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
3 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
4 создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
5 координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
6 получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
7 возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
8 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
19 специальное обучение «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
10 индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
11 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
12 применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
13 возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
14 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
15 психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Широкое распространение практики инклюзивного образования как обучения детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования ко всем педагогам.Перед каждым педагогом , работающим в ОУ встает задача реализации и удовлетворении данных особых образовательных потребностей. На этапе подготовки к введению ФГОС НОО ОВЗ для каждого учителя важно определить пути и способы их реализации. И одно из направлений деятельности, которое позволяет их реализовать это –внеурочная деятельность.
За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Так и для меня, как специалиста, участвующего в обеспечении деятельности стажировочной площадки в рамках реализации мероприятия «Распространение на все территории Российской федерации современных моделей успешной социализации детей федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по экспериментальному переходу на ФГОС образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР)» встала задача ,как сформировать не только учебные компетенции , но и помогать детям расти разносторонними, творческими личностями.
В ФГОС для детей с ТНР конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность»
Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.
Данная цель реализуется путём следующих задач, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.Основные задачи:
выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
оказать помощь в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;
расширить рамки общения с социумом.
В нашем центре внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:
спортивно-оздоровительное
художественно-эстетическое
научно-познавательное
проектная деятельность;
но самой важной формой работы по новым федеральным стандартам является коррекционно-развивающее направление!
Коррекционная составляющая в Речевом центре присутствует в каждом моменте урока и конечно во внеурочной деятельности. Одним из направлений коррекционной деятельности в нашей образовательной организации является психолого-медико-педагогический консилиум. Ежегодно, в соответствии с утвержденной тематикой, учащиеся готовят речевые представления. Начиная со второго класса ПМПК проходит в форме защиты ученических проектов. В начальной школе при подготовке к консилиуму используются только элементы проектной деятельности. Привлекаются родители, специалисты коррекционного профиля и администрация центра.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-предметников, сетевого взаимодействия с учреждениями спорта, культуры, парков и т.д.
Также хотелось бы отметить важную роль родителей в организации внеурочной деятельности учащихся. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея стандарта –это общественный договор между личностью, семьёй , обществом и государством.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
Реализация, в конечном счете, основной цели программы внеурочной деятельности – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.