музыка танцевальные ритмы начальные класс
Конспект урока музыки по теме:
«Танцевальные ритмы»
4 класс.II четверть
Тип урока: урок – путешествие.
Цель. Познакомить учащихся с бальными танцами разных народов на примере музыкальных произведений. Сопоставить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке, создать свои определения музыкальных понятий.
Задачи: . Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально – практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре разных стран и народов.
Репертуар: Ф. Шопен «Полонез Ля Мажор», чешская народная песня «Полька», Л. Боккерини «Менуэт», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс», «Полонез» М. Огинского, YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS», песня из кинофильма «Три орешка для Золушки в исполнении Карела Готта, STRAUSS «GESCHICHTEN AUS DEM WIENER WALD», песня «Голубой вагон», фрагменты танцев из кинофильмов. Оборудование: карта путешествия, портреты композиторов, видеофрагменты танцев.
Ход урока
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся примечание
1.организационный момент Музыкальное приветствие. Добрый день, вам, добрый день! В мире музыки, фантазий и песен. Добрым будь, щедрым будь И искусством в добрый путь! ,Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного. Тема нашего урока:
«Танцевальные ритмы». Дети приветствуют учителя. 2. Мотивация учебной деятельности - Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? - Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода. Красивы и отличительны по характеру танцы народов мира. Это зависит от страны, в которой они родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. Да, это язык музыки. 3.повторение раннее изученного - Мы знаем, что существует три основных жанра, три типа, которые помогают понять музыку. Назовите их.
-Что вы знаете о танцах? -Какие названия танцев известны вам? -Где можно услышать танцевальную музыку?-Какие танцы вы умеете исполнять? -С какими танцами мы познакомились на прошлых уроках? -Какие танцы называют бальными? Песня, танец, марш. Кроссворд «Танцевальная разминка»
4.физкультминутка Ножки, ножки Бежали по дорожке. (Бег на месте). Лугом, лесочком Прыгали по кочкам. (Прыжки). Прибежали на лужок И потопали: топ, топ, топ. (Ритмическое притопывание ногами). На цветочки засмотрелись, (Оглядываясь кругом, рассматривают) Песенки распелись (Активная работа артикуляционного аппарата без звука) У березки встали, (Ходьба на месте) Бодро танцевали (Произвольные танцевально – ритмические движения.) Дети встают возле парт
Дети садятся на свои места
5.изучение нового материала - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычный урок, а урок – путешествие. А отправляемся мы туда в волшебном поезде, который готов к поездке. Но прежде всего мы должны распеться. Распевание, упражнения на дыхание.
- Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох – как спускает шарик (2-3 раза).
- Представьте, что вы елочки в лесу. Подуйте на ладони (3 раза). Сделайте 3 резких выдоха
- Вы готовы к поездке. Мы отправляемся в путешествие по планете Разноцветной Музыки, в страны Загадочных Ритмов. В главных дворцах каждой танцевальной страны приветливо засияли огни, и зазвучала волшебная музыка. Я – ваша подруга, Я – ваша попутчица. В пути без меня ничего не получится. Со мною, друзья, вам всегда интересно. Узнали, кто я? Ну, конечно же, …
- Чтобы поезд смог куда-нибудь поехать, нужно спеть песню о нем. Вы знаете такую песню?
- Нас радушно принимает Польша. В XV веке в Польше возник танец полонез. Я к вам на бал не опоздал, Ведь мною открывают бал. Я польский танец – и давно Такое имя мне дано. Когда – то его называли «великим» или «пешим», так как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш, только на три доли. В старину народный полонез исполняли только мужчины. Со временем величественный танец – шествие стал открывать балы: гости становились в пары и длинной вереницей шли по залу с легкими приседаниями. Так полонез стал популярным бальным танцем. - Произведения великих польских композиторов Ф. Шопена и М.Огинского стали своеобразным музыкальным символом Польши. Музыка полонеза торжественна, величественна, блестяща. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца 3/4.
- Какой характер музыки полонеза?
- Нам пора продолжить путешествие. Нас ожидают в главном дворце следующей танцевальной страны. По пути любуемся дворцом – музеем Лувр, Эйфелевой башней, лакомимся французскими булочками, пирожными и конфетами, которые очень популярны среди французов и иностранных туристов. Французы почитают старинные танцы. В XVІІ веке самым популярным танцем был менуэт (с фр. – маленький, мелкий).
- Нежно играет нам кларнет. В зале все танцуют менуэт. Раз – два – три – отбивает такт. Раз – два – три - знаем, он покажет нам каждый шаг.
- Попав в замки и дворцы, менуэт превратился в образец французского балета. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок, назад, изящные шаги и легкое скольжение.
- Менуэт был популярен во времена В. Моцарта. Наверное, поэтому Вольфганг Амадей тоже написал такой танец. А было композитору всего 6 лет! Менуэт – торжественный, степенный, грациозный и галантный танец. Танец грации и изящества.
- Опишите характер музыки танца.
- За окнами вагона показались древние замки Чехии. У каждого народа есть свои национальные игрушки. В Чехии – это марионетки – куклы, которые управляются с помощью тонких веревочек. А еще здесь очень любят танцевать. На одной из улиц Чехии вы можете увидеть «танцующий» дом. Нас ожидают в главном дворце этой страны. Я – не польская дивчина, Я по-чешски – «половина». Мое имя, между прочим, Говорит вам – шаг короче. - Какой характер этого танца? Какие движения хочется делать под эту музыку?
- Вы познакомились с танцем, который называется полька. Полька – это чешский народный танец, который известен всему миру. Танцуют его парами, по кругу прыгая подскоками, весело и непринужденно в размере 2/4. Со временем стал бальным танцем. Музыка польки легкая и грациозная. Полька (с чешск. – половинка).
- А вы знаете песенку, которая называется «Полька». Сейчас мы повторим один куплет этой песенки и с его помощью проведем разминку. Руки сами хлопают, хлопают, Ноги сами топают, топают, Дружит ветер с песенкой, песенкой, Всем ребятам весело, весело!
- Так какой же танец называется полькой? - Какой цветовой фон сюда ближе подойдет?
- Прощаемся с Чехией и в путь! Наше путешествие подходит к концу.
- За окнами показались Альпы. Мы в Австрии. Любимое средство передвижения австрийцев – велосипед. Здесь сочиняли свои замечательные произведения Моцарт и Штраус. Главный дворец последней, на сегодня, удивительной танцевальной страны приветливо сияет огнями и звучит волшебная музыка.
- Как называется этот танец?
- Вот уже больше 250 лет живет и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем он превратился в вальс. Вальс (с фр. и нем. - кружиться). Прежде всего, новый танец завоевал Вену. Вальсы создавали многие композиторы. А «королем» вальса называют выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), который написал более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир. Вальсы бывают очень разные – медленные, спокойные и быстрые, мятежные. Однако этот бальный танец всегда имеет трехдольный размер.
- Почему здесь возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать?
- Верно, благодаря трехдольному размеру создается ощущение плавного кружения: раз – два – три.
- Так что же такое вальс?
- А какой цветовой фон подойдет к этому танцу?
- Нам пора возвращаться домой. Песня
Голубой Вагон
Ответ детей
Характер веселый, задорный. Под эту музыку хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши.
Это деревенский сельский танец чешского народа, для которого характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной, игривый характер
Желтый, оранжевый, потому что характер озорной, игривый, радостный.
Вальс
Трехдольный размер
Парный бальный танец
Белый, розовый, голубой, так как танец нежный, ласковый, изящный. Распевание, упражнения на дыхание.
Упражнение «33 Егорки»
Дети исполняют припев песни «Голубой вагон».
звучит «Полонез» М. Огинского
Видеофрагмент из кинофильма «Война и мир».
Видеофрагмент из кинофильма «Гусарская баллада
Звучит YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS».)Видеофрагмент из кинофильма «Д'Артаньян и три мушкетера».
Видеофрагмент из кинофильмов «Адмирал Ушаков» и «Три орешка для Золушки».
Видеофрагмент из кинофильма «Золушка».
Исполнение песни «Полька»
STRAUSS «GESCHICHTEN AUS DEM WIENER WALD».)
Видеофрагмент из кинофильма «Летучая мышь».
Звучит песня «Голубой вагон»
6.закрепление материала Проверим, как вы усвоили новый материал.
- Чем отличаются друг от друга эти танцы? - В каких жизненных ситуациях люди разных времен и народов танцуют? Почему? С чем это связано? Люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим. Игра «Исправь мои ошибки». Указать стрелками правильные ответы Полонез Чехия Менуэт Польша Вальс Франция Полька Австрия
7.Итог урока.
Рефлексия
Что нового узнали? Что понравилось? Что запомнилось за время путешествия? Где бы вы еще хотели побывать? Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего путешествия, а знания, полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни. Опросить нескольких учащихся
8.Домашнее задание Посвятим танцам несколько строк и сочиним дома пятистишие под названием «Танцы, танцы, танцы…» 1. Название «Танцы, танцы, танцы…» 2. Два прилагательных (какие?) (Красивые, любимые) 3. Три глагола (что делают?) (Волнуют, кружат, несут) 4. Фраза, состоящая из четырех слов, которой вы выражаете свое отношение к танцам. (Это красота, грация, изящество)