Роль воспитателя в развитии творческих способностей учащихся.
Роль воспитателя в развитии творческих способностей учащихся
«Только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности» (В. А. Никифоров)
В наше время жизненно необходимыми становятся такие качества личности как целеустремленность, активность, упорство, умение добиваться поставленных целей и еще много других положительных качеств.
Но наряду с этими качествами немаловажное значение имеет еще одно. Да, сейчас очень нужны люди, умеющие мыслить творчески, способные принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, да в любой области деятельности.
Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других.
Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте, хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда. Поэтому очень важно взаимодействие воспитателя и воспитанницы.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.
Наша задача состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Развивать творческие способности? Что это значит?
Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.
Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности воспитанниц.
В нашей работе большое внимание уделяется проведению внеклассных мероприятий, так как они помогают развитию творческой, разносторонней личности.
Для развития творческих способностей нами поставлены и выполняются следующие задачи:
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития воспитанниц;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт взаимодействия, сотрудничества;
активизация познавательной и мыслительной деятельности;
воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, воспитание культуры общения.
Мы стараемся воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждой воспитаннице, добиться чувства уверенности в посильности даваемых заданий. Бережно относимся к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, воспитанницы ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Далее мы вам расскажем о структуре творческого взаимодействия, которая включает в себя следующие разделы:
1. Совместная творческая познавательная деятельность, одной из форм которой являются кружок (в нашем случае - творческая мастерская «Страна рукоделия»).
2. Коллективная творческая деятельность: коллективные творческие дела и праздники.
3. Внеклассные мероприятия, развивающие творческие способности (часы общения, интеллектуальные игры, экскурсии).
1.Первым направлением в работе воспитателя выходного дня является творческая познавательная деятельность. В течение года мы отмечаем традиционные праздники, такие, как «День учителя», «Новый год», «Восьмое марта» и т. д. и воспитанницам хочется поздравить педагогов и родных как-то необычно. Кружок «Страна Рукоделия» помог нам в наших стремлениях. Издавна женщины на Руси занимались рукоделием – своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки – все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы... Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее – женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт. Сохраняя традицию Руси, мы с воспитанницами создавали такие уникальные подарки своими руками, как:
«Волшебная ягодка» (ко Дню учителя)
«Новогодняя елочка» (к Новому году)
«Весенний букет» (к 8 Марта)
«Открытка Ветерану» (к 9 Мая)
Поздравительная открытка-яйцо (к Пасхе)
«Цветочная корзинка» (к окончанию учебного года)
Вторым направлением творческой познавательной деятельности было создание стенгазет, посвященным различным событиям и памятным датам: газета, посвященная началу учебного года, газета ко Дню Учителя, Новогодняя газета, ко Дню Святого Валентина, к 8 марта, к Пасхе, газеты к Дню именинника (для воспитанниц и воспитателей), газета, посвященная окончанию учебного года «Спасибо за...».
Это направление помогает нам добиться сразу нескольких воспитательных целей:
1. Развитие индивидуальных личностных способностей воспитанниц (творческого воображения, памяти, логического мышления и других психологических процессов, устной речи).
2.Воспитание уважительного отношения ко всем членам коллектива.
3.Создание психологического климата в классном коллективе для развития индивидуальной личности каждой воспитанницы.
4.Развитие умения работать в группах.
5.Формирование коллектива класса, внутри-классных взаимоотношений.
2. Вторым направлением в работе воспитателя выходного дня является коллективная творческая деятельность. Она имеет огромное влияние на личность каждой воспитанницы, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Мы видим, что в КТД любая воспитанница может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. Внеклассные мероприятия позволяют воспитанницам побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста.
Творческий праздник для воспитанницы – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество воспитателя и воспитанниц, начиная со сбора материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения КТД.
3. В своей работе мы проводим внеклассных мероприятий различных направлений. Они помогают воспитанницам не только многое узнать, но также сформировать любознательность, потребность к интеллектуальной деятельности, интерес ко всему происходящему вокруг нас, а также к тому, что было раньше в окружающем мире.
К каждому мероприятию идет предварительная подготовка. Разрабатываем план, с которым знакомим воспитанниц. Для воспитанниц процесс подготовки к мероприятию важен не менее, чем участие в его проведении. При подготовке внеклассных мероприятий воспитанницы самостоятельно занимались подготовкой выступлений, сочиняли стихи, рассказы, рисовали рисунки, подбирали материал из различных источников.
Во внеклассные мероприятия были включены конкурсы творческого характера: «Творческий» - конкурс юных поэтов, прозаиков, «Художественный» - конкурс на лучший рисунок, «Актёрское мастерство» - конкурс на лучшую инсценировку, Конкурс чтецов, Конкурс знатоков. Разнообразные конкурсы дали возможность каждой воспитаннице найти себя.
К мероприятиям воспитанницы готовили свои презентации, музыкальное сопровождение, видеоклипы, сами исполняли песни. Кроме того они выступали в роли юных фотографов.
Большой влияние в развитии творческих способностей воспитанниц оказали:
экскурсии в Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Культурный Центр Вооруженных Сил Российской Федерации, музей-заповедник Царицыно, Еврейский музей и центр толерантности;
посещение театров, выставок, концертных залов.
После экскурсий воспитанницы пишут мини-сочинения о своих впечатлениях.
Воспитатели, работающие над развитием творческих способностей воспитанниц во внеурочное время должны помнить:
надо быть терпеливыми;
необходимо помнить о доброжелательности;
нужно всегда помнить о равноправии – каждая воспитанница имеет право на творческое самовыражение, поэтому их нельзя делить на талантливых и «остальных».
И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
И, в заключение нашего выступления, предлагаем вам следующую педагогическую ситуацию:
Перед девочками стояла задача подготовить внеклассное мероприятие КВН «Весенний переполох. Одним из условий данного мероприятия являлось участие всего класса. Наряду с яркими, активными воспитанницами, неоднократно проявивших себя на предыдущих мероприятиях были девочки, которые в силу застенчивости, боялись участвовать в мероприятии. Как Вы можете помочь девочкам проявить себя?
Ответ: конечно, мы согласны со всеми предложенными вами ответами. И хотим лишь добавить от себя, что одним из методов решения проблемы будет назначение застенчивых девочек руководителями группы, чтобы они почувствовали себя ответственными за команду и развивали свои организаторские способности.
Литература
Свердлов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Свердлов. - М.: Педагогика, 2010
Холоднова Л.Ю. Сотрудничество классного руководителя и родителей / Л.Ю. Холоднова // Воспитание школьников. - 2012. - C.16. - №4.
Н.И. Дереклеева “Азбука классного руководителя” /Начальная школа/ - М.: 5 за знания, 2013.
Венгер А.А. “Психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности”
Иванова Н.В. “Возможные приемы организации сотрудничества школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности”
Цукерман Г.А. “Введение в школьную жизнь”
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 2014. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”)
15