Семинар-практикум Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Подготовила:
Старший воспитатель
Арсланова З.Г.
2016 год.
Семинар-практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Радость в играх, успех в развитии.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Цель семинара:
- Систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.
- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности при руководстве развивающими играми
- Закреплять умение выбирать нужную информацию из разных источников.
- Способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы.
- Помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
План
1 часть – Практическая
Открытые просмотры с применением развивающей технологии В.В. Воскобовича:
занятие по ознакомлению с окружающим «Путешествие в фиолетовый лес» на второй группе раннего возраста с введением в технологию с применением сказки «Фиолетовый лес» (Уметбаева Г.С.);
занятие по ознакомлению с окружающим «В гости к ежу» в средней группе с использованием игр В.Воскобовича (Давлетшина А.А.);
2 часть - Теоретическая
«Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки» (ст.воспитатель Арсланова З.Г.)
«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 детей «Сказочные лабиринты игры» В.Воскобовича» (воспитатель Хасанова Г.Р.)
«Использование игровой технологии В. Воскобовича в коррекционно-логопедической работе» (учитель-логопед Суярова М.У.)
«Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» (воспитатель Уметбаева Г.С.)
«Интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства В.В. Воскобовича» (педагог-психолог Аллаярова Г.С.)
Выставка развивающих игр В.В. Воскобовича и развивающих игр, сделанных руками педагогов и родителей.
Ход семинара - практикума.
Вед.: - Уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре и предлагаю вам немного поиграть, чтобы настроиться на работу. Давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли? Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей с вами встречи.
Итак, приглашаю вас посетить чудесный мир игр. Возьмите, пожалуйста, пригласительный билет и в соответствии с рисунком на нем займите место в зале.
Дошкольное детство это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым.
Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенном на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны:
- по содержанию и организации;
- правилами;
- взаимодействием на ребёнка;
- по видам используемых предметов;
- происхождению и т.д.
Всё это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Существует много видов классификации игр.
Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой.
По Новоселовой Выделяет три класса игр:
Игры, возникающие по инициативе ребенка
Самостоятельные игры
Игра – экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры
Сюжетно-отобразительные,
Сюжетно-ролевые (творческие)
Режиссерские
Театрализованные;
игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
игры обучающие:
дидактические,
сюжетно-дидактические,
подвижные;
досуговые игры:
- игры – забавы,
игры – развлечения
интеллектуальные
празднично-карнавальные
театрально-постановочные
игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Интеллектуальная игра это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.
Интеллектуальные игры это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов.
Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.
Основные типы интеллектуальных игр
Викторины
Стратегии
Тестовая викторина(ТВ-игра)
Сюжетная викторина
(СВ-игра)
Ролевая
стратегия
Экономическая
стратегия
Боеваястратегия
«О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?»
«Полундра!»
Импро-визационная «Экспромт-театр»
Сценар-ная «Яхта»
«Менеджер»
Шашки,
шахматы
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот крайняя характеристика типов интеллектуальных игр.
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр.
1. 1.1. Ответ в вопросе
1.2. Вопросы-шутки
1.3. Оригинально о банальном
1.4. Вопрос-подсказка
2. Неизвестное об известном
3. На логическое и ассоциативное мышление
4. На удачу
Продуктивные
1. Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности. Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»
В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.
5. Вопросы «на приближение». Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Классификация вопросов и заданий
для интеллектуальных игр
Продуктивные
Условно
допустимые
Недопустимые
На сообразительность:
«Ответ в вопросе».Вопросы-шутки:
«Оригинально о банальном».
Вопрос-подсказка:
«Известное об известном».
На логическое и ассоциативное мышление:
«На удачу».
«На приближение»
Воспроизводящие.Воспроизводящие с «уловкой».Перечисление
Вопросы-лекции.
Вопросы-розыгрыши.
Неэтичные вопросы.
И вот среди многообразия творческих подходов игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича.
Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.
Вячеслав Вадимович Воскобович – родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград, где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. В.В.Воскобович - автор более 50 развивающих игр и пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.
Но помимо физики Вячеслав Вадимович всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых.
Во время перестройки разыскивая по магазинам какие-нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой - то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Первые игровые пособия появились в начале 90-х годов («Геоконт», «Игровой квадрат») и с каждым годом их становилось все больше, появились первые методические сказки. А в конце 90-х годов, игры были объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Так появилась игровая технология «Сказочные лабиринты игры».
Выступление воспитателя Хасановой Г.Р. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 детей «Сказочные лабиринты игры» В.Воскобовича»
Вед.: Мы посетили занятия с использованием этих игр, во время которых вы увидели, как игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича может вписаться в разные виды деятельности.
Поработав с материалом, мы сделала вывод, что данные игры могут быть эффективным средством коррекции речевых нарушений и залогом успешного обучения в школе.
Выступление учителя-логопеда Суяровой М.У.
Вед.: Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Выступление педагога-психолога Аллаяровой Г.С.
Вед.: Развивающая среда в ДОУ – одна из самых эффективных возможностей развития ребенка, позволяющая смоделировать различные жизненные ситуации и научить малыша адаптироваться к ним. Пространственно-развивающая среда выступает моделью социума.
Особое значение в игровой технологии В.В. Воскобовича отводится созданию предметно-развивающей среды в условиях группы. Предлагаемый комплект материалов позволяет создать многофункциональную развивающую среду – «Фиолетовый лес».
Выступление воспитателя Уметбаевой Г.С. «Развивающая среде «Фиолетовый лес»
Вед.: Вывод:
Применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» способствовало созданию особого образовательного пространства, ориентированного на ребёнка, которое строится с учётом возрастных, индивидуальных, особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития, предоставления детям возможности выбора деятельности; а так же позволяет осуществлять образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО.
К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н. Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы данным учреждением. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования. Наилучший результат в развитии и образовании детей дает использование технологии в разделах программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, экологическое образование, ознакомление с предметным миром и конструирование.
Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что- нибудь в руки, чтобы он начал думать». Так давайте дадим ребенку не просто «что-нибудь» в руки, а что-нибудь поумней.
Задача очень непростая-
Обучать детей играя,
«Развивающие игры»- комната у нас такая.
Воскобович - педагог
Обучать детей помог.
Он придумал много разных
Игр умных и прекрасных.
Игры эстетичные,
Яркие, практичные.
Так и тянет в руки взять,
Обучаться и играть.
Игр такого педагога
В кабинете очень много.
Эти игры, без сомненья,
Помогают в обучении:
Дети учатся читать,
Думать, сравнивать, считать,
Развивают логику,
Терпение, моторику.
Вед.: На этом я хочу закончить наш семинар, пожелать вам творческих успехов в использовании развивающих игр и прошу дать оценку нашего семинара.
Игра «Мишень».
-по развитию речи
- по математ. разв.
- по развитию эмоциональной, личностной, познавательной сферы
- по ознакомлению с окружающим
- по ознакомлению с природой
- по ОБЖ
словесные
- с элементами спортивных игр;
- с основными движениями
- игры-ряжение
(для малышей);
- игры – драматизации;
- режиссерские
(с использован.
различных видов театров)
Настольно-печатные
Игры с предметами
подвижные
дидактические
Сюжетно-ролевые
Строительно-конструктивные
театрализованные
Игры с правилами
Творческие игры
Виды игр
«Развивающие игры нового поколения
в интеллектуальном развитии дошкольника»
Arial BlackЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515