Выступление на тему:Формирование историографических знаний школьников в контексте компетентностного подхода к обучению истории




ГУ Станционная средняя школа














Формирование историографических знаний школьников в контексте компетентностного подхода к обучению истории


















Учитель Ушакова Татьяна Михайловна
Август 2008 год



Историографические сюжеты стали неотъемлемой частью содержания школьного исторического образования, когда знания о существующих в исторической науке оценках исторических личностей и событий были включены в обязательный минимум содержания среднего (полного) и основного общего образования.
В настоящее время государственный стандарт общего образования ставит задачу научить старшеклассников, «выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории». Анализ историографических версий и оценок по дискуссионным вопросам истории предполагают и задания ЕНТ .
Задача формирования историографических знаний школьников достаточно нова и для учителей истории, и для авторов программ и учебников.
Вместе с тем, вряд ли для ее решения необходимо переносить в школу (пусть и в сокращенном виде) вузовский курс историографии. Назначение историографических сюжетов в школьном курсе истории состоит в том, чтобы при их изучении объяснить ученикам сущность истории как гуманитарной науки, показать вклад в изучение прошлого крупнейших ученых-историков, на конкретных примерах раскрыть версионный характер исторического знания.
Кроме того, учитель имеет возможность показать, что историческая память живет не только в текстах исследований ученых-историков, но и в обыденном сознании, языке, политической идеологии, религии, праве, морали, искусстве. Иными словами, историографические сюжеты целесообразно изучать, реализуя не столько «знаниевой», сколько компетентностный (деятельностный) подход в обучении истории. Смысл работы с историографическими источниками заключается в формировании компетенций, необходимых для жизни в поликультурном мире (готовность и способность понимать мнение «другого», аргументировать свое мнение и слышать аргументы оппонентов, ценить многообразие мира, сотрудничать с людьми других этносов, культур, религий), а не только в лучшем запоминании историографических сведений.
СЛАЙД /диаспоры, праздник языков народа Казахстана/
Для успешного решения задач углубленного изучения истории в старших классах необходимо, чтобы начальные историографические знания имели выпускники основной школы. Поэтому формирование историографических знаний целесообразно осуществлять на всех этапах школьного исторического образования, начиная с 5 класса
При изучении пропедевтического курса важно, чтобы ученики пришли к пониманию самого факта существования разных версий и оценок одних и тех же событий. Для этого, преимущественно на этапе закрепления и обобщения материала, целесообразно использовать следующие приемы организации познавательной деятельности младших школьников:
СДАЙД-СХЕМА
Выполнение познавательных заданий на выявление оценок прошлого (первоначально лишь на уровне тональности оценки – положительная или отрицательная), представленных в исторических
источниках, текстах художественных произведений, исторических картинах, скульптурных композициях, песнях.


Выполнение творческих образных заданий. Текст (стихотворение, рассказ) и рисунок-символ, сопровождаемые комментарием смысла, обоснованием выбора сюжета, композиции и цветовой гаммы изображения, также воплощают оценочную позицию школьника по отношению к изучаемым историческим сюжетам. Презентация на уроке творческих работ школьников
· это знакомство с другими интерпретациями того же самого исторического сюжета одноклассниками и, одновременно, возможность укрепиться или усомниться в собственном мнении.
Выполнение заданий, содержащих одну или несколько оценок прошлого и предлагающих ученику высказать свое суждение об историческом событии или личности. Младшие школьники способны выбрать одну из предложенных морально-этических или исторических оценок, присоединиться к ней и, опираясь на личный социальный опыт и ценностные представления, подобрать 1–2 аргумента.
В основной школе важно познакомить учеников с величайшими открытиями ученых-историков и, тем самым, создать представление, что историческое знание (как и любое научное знание) есть знание авторское, а также начать формирование умений понимать, воспроизводить и анализировать версии причин, сущности, последствий и исторического значения исторических событий, деятельности исторических личностей. Историографические сюжеты целесообразно вводить не только на этапе закрепления и систематизации материала, но и на этапе изучения, например, в виде проблемного задания, предваряющего урок или раздел курса.
Приемы формирования начальных историографических знаний учеников основной школы:СЛАЙД-СХЕМА
Включение в содержание уроков информации об ученых, изучавших этот период истории, об их открытиях. Данная информация удачно представлена в учебниках истории 6-7классов.
Организация работы с фрагментами историографических источников. Научить школьников вычленять и формулировать историографические версии позволяют задания, требующие маркирования текста (например, подчеркивания основного утверждения (тезиса) историка красным цветом, а его аргументов
· синим); пересказа версии или оценки событий, предложенной историком; группировки предложенных текстов в зависимости от содержащихся в них оценок причин, сущности, значения события; сравнения мнения авторов учебника и мнения автора текста; поиска текста, мнение автора которого об историческом событии совпадает с мнением авторов учебника; представления системы аргументов историка в виде схемы, конкретизирующей таблицы.
В средней школе учитель имеет возможность совершенствовать имеющиеся у школьников начальные историографические знания, умения анализировать историографические версии
Наряду с используемыми на предшествующих этапах школьного исторического образования заданиями, нацеленными на формирование



историографических знаний, старшеклассникам могут быть предложены более сложные задания.
Аргументация одной из историографических версий фактами исторических документов. Например, в нашем опыте при изучении экономического развития Казахстана на рубеже XIX
·XX вв. класс был поделен на две группы. Группы получили одинаковые комплекты исторических документов (материалы переписи 1897г., статистические таблицы, тексты соглашений и договоров между предприятиями, банками и т. д.). Опираясь на документы, первая группа доказывала наличие пяти признаков империализма, а вторая
· тезисы о том, что Казахстан оставался аграрной страной с многоукладной экономикой, российское правительство играло определяющую роль в экономическом развитии.
Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам истории («научная конференция», «дебаты» и др.), при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в отражении одних и тех же исторических сюжетов в научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.
Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений казахстанцев по спорным вопросам истории (например, о сущности событий декабря 1986 г.
· Декабрьские события в г.Алматы), представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей.
Подготовка эссе по спорным вопросам истории. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными историческими фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.
Подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.
Таким образом, вектор формирования историографических знаний школьников при реализации компетентностного подхода к обучению истории
· это постепенное движение познавательной деятельности школьников от различения историографических версий к их пониманию, анализу системы аргументов их авторов и, далее, к построению собственной аргументированной версии истории, соотнесенной с мнениями предшественников.
В заключение заметим, что предложенная методика позволяет школьникам освоить разнообразные «роли», востребованные в повседневной жизни. Среди них «аналитический обозреватель» статей на исторические темы в СМИ, новинок киноиндустрии (художественных исторических фильмов); «художник»
· создатель исторических картин, макетов; «ученый-историк»; «журналист», пишущий на исторические темы и другие.

15