Из опыта педагогической деятельности (обобщение опыта)
Организация проектно-сследовательской деятельности с учащимися.
На протяжении многих лет своей педагогической практики я осуществляю проектную и исследовательскую деятельность с учащимися.
Обмениваясь опытом работы с коллегами, пришла к выводу, что одна из трудностей в осуществлении исследовательской работы – выбор её темы. Как эту проблему решаем мы?
Мне помогает то, что я одновременно являюсь руководителем школьного НИОУ «Эрудит», районного филиала краевой очно-заочной экологической школе (КОЗЭШ) и кружка «Юный эколог».
В состав НИОУ входят некоторые учащиеся, обучающиеся, в краевой очно-заочной экологической школе. Поэтому, в план работы НИОУ на очередной учебный год, мы включаем направления обучения КОЗЭШ (водная экология, экология растений, животных, почвоведение, картография, лесоведение и т.д.) и работы к ежегодно проводимым конкурсам научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся, проводимые краевым эколого-биологическим центром: им. В. И. Вернадского; юных исследователей окружающей среды; российского национального конкурса водных проектов старшеклассников; краевого конкурса творческих работ из ТБО в рамках мероприятия «Организация и проведение краевых мероприятий по экологическому просвещению школьников в области отходов и потребления в рамках совместных проектов Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии» и другие.
Иногда темы исследований рождаются спонтанно, в ходе уроков географии или биологии. Например, рассматривая вопрос о влиянии солнца и луны на Землю, шестиклассники поставили под сомнение такое воздействие и решили самостоятельно проверить утверждения, изложенные в тексте учебника. Так у нас родилась исследовательская работа «Влияние луны на живые организмы», занявшая 3 место на ежегодной районной научно-практической конференции «Шаг в науку» и 2 место в научно-практической конференции среди школьников и студентов района (КГБОУ СПО «Вяземский техникум») «Экология рационального природопользования и охрана окружающей среды». Для шестиклассников – неплохое начало!
Из знакомства с топонимикой в восьмом классе, возникла идея проекта «Улицы города Вяземского рассказывают…», а на уроке биологии, при решении задач по теме «Генетика» появилось желание самим убедиться, как группа крови определяет типы заболеваний и темперамент человека. Результатом этого стала работа «Группа крови – идентификатор личности», отмеченная дипломами 2 степени в краевом этапе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского, в номинации «Медицина и физиология человека» и 2 место в краевом этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, в номинации «Зоология и экология позвоночных животных».
И, конечно же, многие темы исследовательских работ и проектов «продиктованы» знаменательными событиями и датами нашей страны, Хабаровского края и Вяземского района. Ведь очень важно не только научить исследовательской и проектной деятельности - сбору, систематике, анализу материалов, умению достигать поставленной цели.
Ещё важнее, воспитать в каждом ребёнке гражданина нашей большой страны, своей малой Родины, чтобы каждый проникся проблемами своей территории, умел их решать, ощущал себя частью природы и общества, в котором живёт, знал свою историю, своё значение в современном мире. Поэтому часть наших работ имеют историко-краеведческое направление: «Их души пылают в нас вечным огнём», «Судьба семьи в судьбе страны», «Судьба человека-зеркало эпохи» и другие исследовательские работы в рамках Всероссийского исторического конкурса исследовательских работ для старшеклассников «Возвращенные имена». Человек в истории. Россия – XX век». Мы проводим исследования, посвящённые участникам Великой Отечественной войны, детям военного Сталинграда: «Он сражался за Родину», «Я всё это явственно помню..», «Этот день мы приближали, как могли..», «Дороги судьбы - дороги Победы», «Жизнь - за Великую победу!», «Концентрационные лагеря – эхо войны» и другие. Выполняя такие работы, мы с учащимися проводим беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концентрационных лагерей, реабилитированными гражданами, пострадавшими в годы репрессий, работаем в районном архиве, районном краеведческом музее им. Н. В. Усенко, собирая по крупицам факты и восстанавливая события прошлых эпох. Такая сопричастность детей с живыми участниками и свидетелями истории нашей многострадальной страны, гораздо лучше безлично изложенного материала в учебниках, учит их понимать историю своей страны.
Исследования географической направленности: «Нанайцы - самобытный этнос на территории Хабаровского края», «Художественные промыслы коренных народов Хабаровского края», «Перспективы развития рекреационного хозяйства в Вяземском районе», «Значение заслуг Н.Н. Муравьева-Амурского для становления и развития Хабаровского края» позволяют детям увидеть наш край во всём его многообразии, взаимосвязи природы, населения, его истории, развития экономики. В результате чего формируется целостная картина территории своего проживания.
В результате исследований дети не только совершают собственные открытия, но и создают новые «продукты». Так, выполняя работу «Имя его – в городе нашем» (об О.П. Вяземском), мы не только узнали, что при участии Ореста Полиеновича Вяземского, возглавлявшего строительство Уссурийской железной дороги, проводились изыскания и возводились Грушевская, Ростовская, Курско-Харьково-Азовская, Уфа-Златоустовская, Криворожская, Закаспийская, Забайкальская железные дороги, морской порт Санкт-Петербурга, канал Петербург – Кронштадт. Самой важной частью работы стала карта, созданная нами с помощью компьютерных технологий, на которой мы показали результаты деятельности О.П. Вяземского.
Из работ экологической направленности назову самые существенные: «Экологическая оценка школьного сквера», «Изучение особенностей содержания и размножения Melopsittacиs uпdulatиs - попугайчика волнистого» (отмечена дипломом 1 степени по итогам научно-практической конференции «Шаг в будущее», 2012 г, поощрительными поездками на экологическую смену в лагерь «Океан» и КНР); социально значимый исследовательский проект «Изучение экологического состояния реки Вторая Седьмая – памятника природы Вяземского района» (призовое место в краевом этапе Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников – 2011, в номинации «Вода и мир»: «Спасение малых рек - залог жизни на Земле»), «Мониторинг качества питьевой воды в г. Вяземском» (диплом 2 степени в краевом конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов. Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников – 2012) , исследовательский проект: «Создание экологической карты г. Вяземского» (диплом 1 степени по итогам краевой научно-практической конференции «Шаг в будущее»,2013 г и диплом 2 степени в краевом конкурсе творческих работ из твёрдых бытовых отходов в рамках мероприятия «Организация и проведение краевых мероприятий по экологическому просвещению школьников в области отходов производства и потребления в рамках совместных проектов Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии» в номинации «Мир без мусора» среди общеобразовательных учреждений), «Амурский тигр – жемчужина дальневосточной тайги» (диплом 1 степени по итогам краевого этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского, номинация «Зоология позвоночных»), «Шумовое загрязнение на территории г Вяземского» (дипломы 3 степени в краевых этапах Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды и Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского, поощрительная поездка от краевого эколого-биологического центра в КНР).
Некоторые из наших исследований становятся частью проектов. Это социально – значимый проект «Город без мусора», итогом которого стала выставка творческих работ учащихся «Отходы – в доходы» и «Мусору – вторую жизнь» (1 место в районном конкурсе социальных проектов); экологический проект «Лес в опасности» (диплом 1 степени в краевом этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», в номинации «Практическая природоохранная деятельность» и участие во всероссийском юниорском конкурсе в г. Суздаль); социально-исследовательский проект «Знать, чтобы помнить» в рамках краевого конкурса проектов «Я – гражданин России». В ходе этого проекта мы организовали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, написали исследовательские работы, опубликовали статьи в районной газете «Вяземские вести» ко дню Великой Победы, и как итог – силами младших и средних школьников и учителя музыки - организован праздничный концерт в районном Доме ветеранов.
Технология исследовательских работ не требует огромных усилий. Главное – заинтересованность, желание достичь намеченной цели и добровольность участия. Намечаем этапы работы. Определившись с темой, целью и задачами, работаем с информационными источниками, рассматриваем, как изучена проблема в целом и на территории нашей местности, подбираем такие методики исследований, которые несложно выполнить в наших условиях. Осуществив эксперименты, наблюдения, замеры, сравниваем, анализируем, описываем результаты. Приходим к выводам. При необходимости – наносим полученные результаты на карты, планы. Так получаем абсолютно новый продукт нашей деятельности, не существовавший ранее (план-карта экологического состояния г. Вяземского; карта шумового загрязнения г Вяземского; карта дорог и каналов, построенных при участии О П Вяземского) и др.
Если исследовательская работа историко-краеведческого направления, и предполагает встречи с очевидцами событий прошлых лет, то проводим подробные записи, уточняем детали событий. Работаем с семейными фотоархивами, историческими документами, при необходимости - в районном музее и архиве. Предварительно составленную работу предоставляем для прочтения респонденту, уточняем факты, редактируем. Очень важно, не исказить информацию, полученную от очевидцев исторических событий, при согласии которых, итоги работы печатаются в районной общественно-политической газете, сдаются в архив или музей.
Как правило, планирование этапов работы, проведение экспериментов, обработка полученных результатов, встреча с людьми – самая интересная часть для моих учеников. Трудности начинаются при написании самой работы, её оформлении. Но, сегодня эта проблема также решаема - в Положениях любого из конкурсов, как правило, уже прописаны все требования к исследовательской работе или проекту.
Последние этапы работы – подготовка к её презентации и защита на конкурсе. Как это делаем мы? Тщательно отбираем из работы тот материал, который, по нашему мнению, является самым важным, показательным. Это, конечно же: цель, задачи работы, актуальность, методики, результаты и выводы. К уже подготовленному устному выступлению составляем мультимедийную презентацию или стенд, где отражаем наши исследования и результаты в виде собственных фотографий, графиков, схем, таблиц, диаграмм, карт.
Несомненно, при проведении проектно-исследовательской деятельности с учащимися, огромная нагрузка ложится на самого педагога. Приходится не считаться с собственным временем, так как эта работа проводится во внеурочное время. И, пока учащиеся не до конца овладели всеми приёмами работы, учитель на всех этапах работы находится рядом с учениками.
Что даёт такой вид работы моим ученикам?
Результаты исследовательской деятельности наших школьников говорят сами за себя – это многочисленные награды районного и краевого уровня - призовые места в школьных, районных, краевых научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ, краеведческих олимпиадах, ежегодной краевой заочной олимпиаде. Это расширение кругозора знаний, привитие интереса к предметам школьного цикла, призовые места в районном и краевом этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников. Это успешность обучения учащихся в ВУЗах (80-90% моих выпускников поступают ежегодно в ВУЗы). Это возможность профессионального самоопределения, высокий уровень экологической культуры, гражданской самосознательности, которые я фиксирую по результатам моих наблюдений и анкетирования школьников. По материалам исследовательских работ выпущены школьные сборники работ учащихся, выходят статьи в районной общественно-политической газете «Вяземские вести», с которыми имеют возможность ознакомиться жители всего Вяземского района. Результаты наших исследований востребованы в районном архиве, краеведческом музее им Усенко; Это приобретённое умение моих учеников поставить задачу, распланировать ход ее решения. Важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов. Это и общение с интересными людьми, приобретение умения коммуникативной деятельности. Ученик учится жить и сотрудничать в коллективе, в обществе, находить своё решение проблемы, быть гражданином своей страны.
Таковы результаты моей работы с учащимися через исследовательскую и проектную деятельность, которая мне самой видится очень увлекательной и полезной.