Пение как вид детской музыкальной деятельности
Пение как вид детской музыкальной деятельности
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору».1 Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.
Голос ребенка — естественный .инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствуют в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.
Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Вывод: Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
С раннего возраста дети уже начинают произносить и нараспев подпевать за воспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу — побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.
Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».
Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого. Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положительное влияние на более робких.
Большое значение для музыкального развития в этом возрасте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позволяет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.
Младший дошкольный возраст. Основным является эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Разучивая с детьми песню педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким. Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.
Средний дошкольный возраст. Методические приемы направлены на усвоение детьми певческих навыков. Работая над правильной (чистой) интонацией и звукообразованием, педагог постоянно упражняет детей Если детям трудно исполнить какой-либо мелодический оборот, целесообразно поупражняться в этом отдельно. Если ребенок не справляется с заданием, следует позаниматься с ним индивидуально до или после занятия.
Широко используется в практике и такой прием: небольшая группа, иногда солисты поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу. Поочередное вступление активизирует слуховое внимание детей. Можно делать и так: вся группа Детей поет припев, а солисты — запев. Развитию певческого голоса помогают следующие упражнения: небольшие попевки, состоящие из 2—3 звуков, исполняются на всевозможные удобные слоговые сочетания на различных ступенях звукоряда, постепенно расширяя певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей детей.
Старший дошкольный возраст. Методические приемы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям поел-
лагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования. Используются также упражнения на развитие слуха: «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук).
Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.
В другом случае сопоставляются два звука (интервалы в песне). Эти задания должны увлекать детей и иметь образную или игровую форму.
Первоначальные сведения о музыке дети приобретают во время разучивания песен: узнают о характере звучания (напевно, отрывисто), темпе исполнения (медленно, подвижно), динамике (громче, тише). Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни, о характере ее звучания.
Последовательность работы по разучиванию песен в старшей группе детского сада примерно та же, что и с детьми средней группы.