Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии. 
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
                                       Подготовила: учитель химии 
МБОУ СОШ № 30 Караева Л.А.
                                       
2015
         Скучные уроки годны лишь на то,
 чтобы внушить ненависть и к тем,      
 кто их преподает, и ко всему преподаваемому.                  
 Ж.Ж. Руссо
Использование современных педагогических технологий  во многом определяет  уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.
Педагогическая технология — это определенная,  научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
   Т.е. преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии – это особый вид методики, который предусматривает: 
тщательно продуманную модель учебного процесса;
специально методически преобразованное в соответствии с замыслом  химическое содержание;
систему методов и средств обучения химии.
К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:
преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;
монолог учителя, доминирование обучения над учением;
исполнительство учащихся, надзор вместо управления;
формирование личности с заданными свойствами;
превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.
       Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания  на уроке  эффективной среды  взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход,
активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий, 
создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика  к поиску своих траекторий и способов решения,
самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха»,
ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.
   Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности,  учитель и современный школьник могут к окончанию обучения  получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе: 
умение  адаптироваться в постоянно изменяющейся социально-  экономической среде, самостоятельно приобретая  и применяя знания;  
умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; 
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;   
уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; 
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 
Личностно - ориентированные технологии обучения.
Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.Организация личностно ориентированного урока
     Основной замысел личностно-  ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием  и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).     Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.     Готовясь к урокам по химии, учитель должен  продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения  у разных учителей и собственной жизнедеятельности).     Важна при этом и форма обсуждения детских  «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (« правильно- неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.Основные особенности личностно-  ориентированного урока Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(«правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. 
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии. 
Цели традиционного урока
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
Цели личностно ориентированного урока 
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 
Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком 
Планирует и направляет детскую деятельность 
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении
Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся  в традиционном и личностно ориентированном обучении.
Традиционное обучение
Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.
Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления – авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки.
Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися переданной им информации, способов деятельности.Личностно ориентированное обучение
Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.
Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
 Основная задача обучения – обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.
Личностно – ориентированные технологии имеют следующие особенности
Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. 
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. 
Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. 
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.     Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель.Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.Активно используется положительная стимуляция учения. На личностно – ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.     Таким образом, использование технологий личностно- ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: 
позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету;
 между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; 
снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; 
повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;
 исчезает страх перед проверкой знаний.