Методический материал для прораммы Ансамбль ложкарей
ГОУ СПО «БАЛАШОВСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Музыкально –
дидактические
игры
преподаватель ГОУ СПО
«БАЛАШОВСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Меленчук О.А.
2010 год
«Что я вижу».
Обратившись к ребенку попросите его рассказать, что он видит в классе (музыкальные инструменты, пособия и т.д.). Затем дайте ему музыкальную картинку, книжку. Пусть он рассказывает, что он видит на картине. Похвалите его: «Какие у тебя хорошие глаза, как они много видят».
«Что я слышу».
Попросите ребенка послушать различные по характеру и настроению музыкальные произведения. Пусть он расскажут, что он услышал. Похвалите его: «Какие у тебя хорошие уши, как они много слышат».
«Что я ощущаю».
Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время дайте ему в руки музыкальную игрушку (погремушку, колокольчик, деревянную ложку и т.д.). предложите ему сказать, не открывая глаз, что у него в руке. Похвалите ребенка, удивитесь какой он умный, скажите какие у него ловкие пальчики и ручки.
«Веселые матрешки».
Педагог предлагает детям поиграть с большой и маленькой матрешками. Большая матрешка будет шагать, а маленькая бегать. Дети должны следить за действиями педагога и выполнять соответствующие движения на музыкальных инструментах. Игра на маракасах - встряхивают их, изображая шаги большой матрешки. Игра на погремушках – гремят погремушками, изображая бег маленькой матрешки.
«Громко – тихо».
Детям раздают музыкальные инструменты (деревянные ложки, погремушки и т.д.). Педагог исполняет музыкальные пьесы с различными динамическими оттенками. При повторном слушание дети играют на музыкальных инструментах соответственно музыке громко или тихо.
«Барыня – сударыня».
Дети выстраиваются в шеренгу за Барыней и произносят слова:
«Вдоль по бережку Сударыня плывет,
Вдоль по бережку Барыня идет.
Она ведрами помахивает,
На цветы водицу стряхивает».
Далее дети начинают двигаться по кругу, по спирали к центру. После слов: «Раз, два, три беги» дети бегут на свои места.
«Ярмарка».
Дети идут по кругу, ведущий двигается поскоками внутри круга навстречу им, приговаривает:
Расступись честной народ
Это ярмарка идет
Золотая, озорная, развеселая.
С концом музыки ведущий останавливается между двумя детьми, они обегают круг в разных направлениях. Побеждает тот, кто первым прибегает. Он становится ведущим.
«Карусель».
Дети выстраиваются по кругу и двигаются под музыку, то ускоряя движение, то замедляя его, при этом приговаривают слова:
«Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спешите
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра».
«Играют мальчики и девочки».
Педагог предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах, но мальчики играют, когда музыка звучит в низком регистре, девочки – когда в высоком. Дети должны быть внимательны и слышать смену регистров. В конце игры одновременно звучат два регистра, играют все вместе.
Рулетка.
На столе устанавливается вращающийся диск, в центре которого игрушечная лошадка. Вокруг кладутся фигурки зверей, соответствующих приемам игры на ложках (мишка, зайка, ежик и т.д.) далее рулетка раскручивается и выбирается задание.
«Музыкальны домик».
Тиле – бом, тиле – бом!
Постучу сейчас я в дом!
Постучу, а вы смекайте
И по звукам угадайте:
Кто же в доме том живет
Кто же в гости к вам придет.
Педагог играет на музыкальном инструменте за ширмой, дети должны угадать на чем он играет.
Весело – грустно.
Дети слушают пьесы различного характера и с помощью карточек показывают настроение музыки. На карточках изображены:
Солнышко – желтая сторона – весело.
Тучка – синяя сторона – грустно.
Ритмическое эхо.
Педагог предлагает детям поиграть в эхо. Он исполняет несложный ритмический рисунок, дети должны повторить его. В игре можно использовать ложки, ритмические кубики, ритмичные палочки, маленькие барабаны и т.д.
Лесенка.
Педагог показывает детям деревянную лесенку и предлагает пошагать вместе с матрешкой. Затем играет музыку. Ведущий с матрешкой в руках шагает вверх или вниз, слушая музыку и определяя движения мелодии по слуху. Остальные показывают движение мелодии рукой.
«Русское лото».
Педагог раздает детям карточки с изображениями музыкальных инструментов (по три инструмента на одной карточке). Затем ведущий достает из мешочка бочонки с изображениями музыкальных инструментов и объявляет музыкальный инструмент. Выигрывает тот, кто первым заполнит карточку.
Угадай кто поет.
Педагог показывает детям металлофон и иллюстрирует как поет Мама-птица и маленькие птенчики, при этом соответственно ударяя до№ и доІ по пластине металлофона. Затем дети должны угадать кто их зовет: птица или птенчики и показать ответ игрой на ложках: вверх – птенчики, вниз - птица.
Музыкальные часы.
Педагог показывает детям пособие музыкальные часы: большой круг с вращающейся стрелкой в центре. Затем вокруг часов раскладывается либо пройденные музыкальные инструменты, либо атрибуты к пройденным музыкальным играм. Далее ведущий раскручивает стрелку часов и выбирает задания.
Музыкальное облачко.
Музыкальное облачко – представляет собой карточку в виде облачка, на котором написаны задания по психогимнастике или пальчиковой гимнастики, заимствованные из авторской программы Емельяновой Т.С. «Музыкальный букваренок».
15