Конструкт занятия познавательно — исследовательской деятельности Путешествие в город чувств в подготовительной группе
Проект педагогического мероприятия с детьми
Тема: Путешествие в Город Чувств
Возрастная группа: подготовительная
Форма совместной деятельности: познавательно-иссследовательская деятельность
Средства:
зрительный ряд – картинки с изображением органов чувств, мнемотаблица для рассказывания стихотворения, таблица строения органов человека, картинки с изображением вредных и полезных привычек;
музыкальный ряд – шумовой ряд; инструментальная музыка П.Мориа;
мультимедийные образовательные ресурсы - проектор, ноутбук, экран, магнитофон;
оборудование – пазлы, мелкие игрушки, д/и «Угадай, чьи глаза», маска-очки, тросточка, предметы препятствия, набор опасных предметов, баночки с запахами, стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, ложки, баночки с вареньем, мешочек с набором предметов;литературный ряд – загадки об органах чувств; стихотворение В.О.Свиридова «Волшебные помощники».
Цель: Формирование у детей культуры здоровья и ценностного отношения к здоровому образу жизни, через познание органов чувств.
Задачи:
Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)
Развивать у детей творческие способности, позновательный интерес, строить предложения и делать выводы.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
.
Результат деятельности:
имеют представление об органах чувств человека;
умеют выражать собственные суждения, делать выводы, обобщать;
умеют работать в группах и самостоятельно;
владеют самоконтролем и взаимоконтролем;
проявляют творческие способности;
понимают ценность физического здоровья.
Этап совместнойдеятельности Организация совместнойдеятельности Деятельность
педагога Деятельность
воспитанников
Знакомство Звучит фонограмма плача. Педагог обращает внимание детей на звук.
- Ребята, давайте узнаем, кто у нас плачет? (Ищут)
- Здравствуйте, кто Вы? Почему Вы плачите?
- Здравствуйте. Меня зовут Берегиня. Я – королева Города Чувств. Воспитатель стимулирует любознательность и интерес эмоционально включает в действие.
Поощряет детей к высказыванию Дети вступают в диалог с воспитателем
Проявляют интерес
Эмоциональный
настрой на совместную
деятельность
- На улице был сильный ветер и все мои чувства перепутались.
-Чем мы можем вам помочь?
-Помогите мне, пожалуйста, найти мои органы чуств. Я попрошу вас отправиться в мой город и навести там порядок. Привлекает внимание детей к образу Берегини Сосредотачивают внимание
Проявляют сопереживание
Мотивация детской деятельности - Ребята, а вы хотите помочь Королеве, тогда давайте отправимся путешествовать в Город Чувств. Садитесь на волшебные стульчики, которые нас перенесут в сказочный город. Чтобы нам отправиться в путешествие, нужно сказать, сколько органов чувств у человека и как они называются? (ответы детей). Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы Принимают решение
Выражают собственные мысли
Включение в совместную познавательную деятельность, открытие ребенком нового знания, стимулирование любознательности.
Отправляемся в путь! (звучит спокойная музыка, дети передают волшебную палочку).
Мы находимся на первой улице Города Чувств. Название улицы вы узнаете из загадки:
Видишь – солнечное лето,
На цветочке стрекоза.
А рассматривать предметы
Помогают нам ……… (Ответы детей).
- Глаза – это орган чувств. Как называют это чувство? (Ответы детей).
- Действительно, мы попали с вами на улицу Зрения. Благодаря зрению, мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать, узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года. А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки. Как говорят о глазах, чтоб передать их красоту? (Ответы детей).
- Молодцы! Я приготовила для ваших глаз интересное задание – посмотрите на экран и скажите, глаза какого животного смотрят на вас? (Д/и «Угадай, чьи глаза?).
- Ребята, но иногда случается так, что человек теряет зрение. Он становится незрячим и ничего не видит. А как мы можем помочь слепому человеку? (Ответы детей).
- Давайте сейчас сами пройдем с закрытыми глазами по дорожке с припятствиями (Игровая ситуация).
- Вы сами убедились, что глаза – один из важных органов чувств. Поэтому глаза нужно беречь. На этой улице мы получаем карточку с изображением глаз. Педагог загадывает загадку.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Комментирует высказывания детей.
Стимулирует любознательность и интерес детей.
Вводит элемент новизны. Отгадывают загадку.
Выстраивают полный ответ, предложения.
Выражают собственные мысли.
Сопоставляют наглядный образ с имеющимися представлениями.
Осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры.
-А мы отправляемся дальше. Наша следующая остановка Слух. На столах вы видите конверты с пазлами. Давайте разделимся на 2 команды: одна команда - дети со светлыми волосами, другая с темными. Соберем пазлы и посмотрим, что у вас получиться (дети собирают пазлы).
- Что у вас получилось? (ответы детей).
- Правильно уши. Чтобы наши уши всё слышали, нам нужно сделать массаж для ушей:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу,
Подойди ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди,
И скорее покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз,
Ушко ты не оторвись.
А потом, а потом,
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра,
Наступила тишина.
- Закройте уши руками. Что вы слышите?
Ничего не слышно.
- Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека важная ценность. Выберете из представленных на столе вещей предметы, которые нужны для сохранения слуха (выбирают предметы)
- Молодцы! Получаем карточку с изображением уха. Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересам и потребностям.
Активизирует общение детей.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания, выражает искреннее восхищение.
Спосоюствкет, тому чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы
Эмоционально включает в действие Осуществляют самоконтроль при делении на группы
Выражают собственные мысли
Самостоятельно решают поставленную задачу
Ищут, находят решения.
Выражают различные эмоции по средствам действий
- Мы отправляемся дальше. Ребята, посмотрите на столе стоят разные баночки. В каждой баночке отверстие. А как угадать: что в этих баночках, не открывая их? (Ответы детей).
- Каким органом чувств мы ощущаем запахи? (Ответы детей).
-Как называется чувство восприятия запахов? (Ответ детей).
- Мы попали с вами на улицу обоняния. Зачем человеку обоняние и как оно помогает человеку в жизни? (Ответы детей)
- Кроме того, что нос – орган обоняния, это еще и орган дыхания. Через нос в наш организм попадает воздух. Как это происходит – мы сейчас проэкспериментируем. Вот стакан с водой и соломенка. Нужно выдувать воздух через соломенку в стакан с водой. Кто попробует? (Эксперимент).
- Что появляется в стакане? (Ответ детей)
- Значит, через нос действительно проходит воздух. А мы с вами получаем карточку с изображением носа. Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления
Коментирует высказывания
Вводит элемент новизны
Согласовывает с детьми действия и их последовательность
Наблюдает за детьми во время выполнения задания
Инициирует общее обсуждение
Делают выбор
Работают все вместе
Выражают собственные суждения
Рассказывают, объясняют
Доказывают предположение экспериментальным путем
Обобщают
Организация поиска решения задачи, опора на опыт детей, необходимый для "открытия нового знания" - Поспешим в дорогу дальше! Ребята, на остановке нас кто-то встречает, кто это? (Ответ детей)
- Он приготовил для вас угощение – свое любимое варенье, но пока он вас ждал – перепутал все банки. И теперь не знает, в какой банке – какое варенье. Давайте поможем Карлсону, определить в какой банке находится малиновое варенье. (Эксперимент).
- Как называется ощущение, воспринимать которое человек может воспринимать языком? (Ответы детей).
- Мы попали с вами на улицу Вкуса. Язык помогает ощутить нам вкус пищи. Какие вкусы бывают? (Ответы детей).
- Что еще живет во рту вместе с языком? (Ответы детей)
- Что еще умеет делать язык? (Ответы детей)
- Давайте расскажем стихотворенье про рот с помощью мнемотаблицы. (Дети рассказывают стихотворение) Еще одна наша карточка- язык. Вводит элемент новизны
Стимулирует интерес
Вовлекает в совместную деятельность
Предоставляет возможность детям обсудить
Вовлекает в слушанье
Выражает искреннее восхищение
Выражают различные эмоции по средствам действий, слов и мимики
Сопоставляют имеющийся опыт с предметом эксперимента
Выражают собственные мысли
Рассказывают стихотворение по схеме
- Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную остановку нашего города чувств. Улица называется Осязания. Посмотрите, как много игрушек вокруг. Я предлагаю вам собрать игрушки, но использовать при этом руки нельзя. (Дети собирают игрушки).
- Трудно было собирать игрушки? А как легче? (Ответы детей).
- Наши руки покрыты кожей. Кожа тоже является органом чувств. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью волшебного мешочка. По очереди опустите руки в мешок и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках? (Выполнение детьми задания)
Какие вы молодцы! Получайте карточку с изображением рук.
Все органы чувств мы нашли, теперь можно возвращаться обратно. Давайте сядем на наши волшебные стульчики. Звучит музыка и дети оказываются в детском саду. Ставит цель группе детей
Устанавливает ограничения
Способствует тому, чтобы дети саиостоятельно решали возникающие проблемы
Стимулирует любознательность и интерес
Предлагает принять решение путем исследования
Самостоятельно решают поставленную задачу
Высказывание собственных чувств и мыслей
Соблюдают очередность
Осуществляют самоконтроль
Планирование деятельности совместное обсуждение решения задачи, совместное определение
конкретных действий
-Все органы чувств, которые потеряла Берегиня, мы нашли.
- Чтобы сохранить органы чувств здоровыми, нужно помочь Берегине разобраться, что полезно, а что вредно для них. Вам необходимо расположить картинки с изображением полезных и вредных привычек по значению. (Дети выполняют задание) Педагог стимулирует позновательный интерес детей
Использует наглядные средства
Инициирует общее обсуждение Дети классифицируют
Высказывают собственные мысли и суждения
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность
Самоконтроль
-Обращайте внимание на результат совместной деятельности, помогайте друг другу, можете воспользоваться полученным опытом. Побуждает к анализу, синтезу, умозаключению
Дети соотносят результат деятельности с намеченным планом
Рефлексия -Ребята, расскажите, на каких улицах Города Чувств вы побывали
-Кому какая улица понравилась больше всего
-Что нового вы узнали нового для себя, что не знали ранее
-Было ли что-нибудь, что вас удивило Стимулирует детей к самоанализу и самооценке.
Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности
Самооценка детьми своего вклада в процесс выполнения задания (коллаж Берегиня)
Открытость -Берегине понравилось, как вы были дружны, как вы помогали ей. За это она дарит вам необычные музыкальные инструменты. Для того чтобы вы создали свой дружный шумовой оркестр. Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности
Вовлекает в процесс к подготовке к празднику
Представление своего
«Продукта» на празднике