Сценарий урока Антропогенное воздействие на атмосферу в курсе географии Беларуси (10 класс)

ГЕОГРАФИЯ БЕЛАРУСИ / 10 класс /

Тема урока: Антропогенное воздействие на атмосферу

Место урока в системе уроков
Данный урок проводится в процессе изучения темы 3 «Географические ландшафты. Экологические проблемы» в курсе «География Беларуси. 10 класс».
Содержание урока развивает знания, полученные при изучении климата Беларуси. Информационной основой для понимания учащимися причин изменения климата являются полученные ими результаты обработки материалов наблюдений за погодой. Эти условия обеспечивают связь материала урока с ранее изученным и раскрывают его образовательно-развивающий потенциал.
В ходе урока раскрывается взаимосвязь «общество – человек – природная среда», формируются знания о зависимости социальной среды от природной и в то же время – об изменении природной среды человеком, обществом в целом.
Полученные знания о воздействии человека на атмосферу позволят ученикам составить географический прогноз изменения климата определённой местности в недалёком будущем.
Пропаганда мер по охране атмосферного воздуха среди местного населения несёт важную мировоззренческую идею, что позволяет судить о воспитательном потенциале темы урока.
Цель урока: изучить влияние антропогенного фактора на атмосферу и на основании полученных знаний составить географический прогноз изменения климата в будущем.
Задачи:
изучить основные геоэкологические проблемы Беларуси;
раскрыть причины загрязнения атмосферного воздуха и предложить меры по его охране;
разработать экологический проект «Антропогенное воздействие на атмосферу»;
пропагандировать население региона о необходимости охраны атмосферного воздуха.

Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
- важнейшие экологические проблемы Беларуси;
- региональные экологические проблемы и причины их вызывающие;
учащиеся должны уметь:
- выдвигать основные идеи по разрешению экологических проблем;
- составлять экологический проект.
Личная значимость для учащихся: "На человека, как и на любой другой организм, влияют изменения климатических условий. Мы должны знать о возможных последствиях проживания в загрязнённом воздухе".
Методы обучения: эвристический, практический, метод проектов.
Форма организации учебной деятельности: урок-практикум.
Тип урока: изучение нового материала.
Приёмы деятельности учителя: беседа с учащимися, постановка проблемы, её обсуждение. Организация практической работы учащихся.
Деятельность учащихся: осознание проблемы, выдвижение гипотезы, создание проекта, презентация.
Оборудование. Физическая карта РБ, атласы.

Методическая организация урока

Организационный момент урока.
Интерактивный тест.

Так всё-таки кто же человек на Земле: раб или господин природы?

а) если раб – займите место у классной доски; б) если господин – займите место у противоположной стены; в) если ни то, ни другое – оставайтесь на своих местах.

Экологические проблемы – это проблемы:

а) если всего человечества - займите место у классной доски; б) если только экологов – займите место у противоположной стены; в) если ни тех, ни других – оставайтесь на своих местах.

Зависят ли глобальные экологические проблемы от региональных проблем?

а) если нет - займите место у классной доски; б) если да – займите место у противоположной стены; в) если вы затрудняетесь с ответом – оставайтесь на своих местах.

Экология Молодечненского района должна интересовать:

а) если только администрацию района – займите место у классной доски; б) если всех жителей района – займите место у противоположной стены; в) если никого – оставайтесь на своих местах.

Безразлично ли вам, в какой экологической среде будут жить ваши дети?

а) если да – займите место у классной доски; б) если нет – займите место у противоположной стены; в) если не определились с ответом – оставайтесь на своих местах.

3. Обсуждение актуальности темы урока и его места в курсе географии 10 класса, в теме «Географические ландшафты. Экологические проблемы».
4. Мотивация и определение цели учебной деятельности.
Эвристическая беседа по вопросам, составление схемы «Экологические проблемы Беларуси».
1. Каким образом происходят антропогенные изменения в природной среде?
2. Какая существует зависимость между уровнем развития хозяйства и степенью воздействия на окружающую среду?
3. Для чего необходимо изучать экологические проблемы?
4. Почему ведущая роль в изучении экологических проблем отводится географии?
5. Какие цели на уроке мы должны реализовать, исходя из актуальности темы?
(На доске прописываются цели урока).
5. Первичное осознание нового материала.
В мире насчитывается множество регионов экологических бедствий, но наиболее важными для нас являются проблемы своей страны, района, небольшого региона.
- Какие экологические проблемы сегодня наиболее актуальны для территории нашей республики?
Используя материал на с. 146-148 учебного пособия, составьте схему «Экологические проблемы Беларуси».
Учащиеся выделяют наиболее существенные экологические проблемы Беларуси, составляют схему, указывают возможные пути решения данных проблем.


















6. Осмысление и анализ региональных экологических проблем.
Учащиеся работают в парах (белая и жёлтая карточки) с графическим материалом «Изменение температуры и воздуха и количества атмосферных осадков за последние 10 лет».
Задания для белой карточки.
Рассмотрите таблицу «Температура воздуха за 1999-2008 гг.».
Как изменялась средняя температура воздуха на территории местности за последние 10 лет?
Какой год был самым тёплым? самым холодным?
В чём, на ваш взгляд, причины повышения среднегодовых температур?
Задания для жёлтой карточки.
Рассмотрите таблицу «Среднегодовое количество осадков за 1999-2008 гг.».
Как изменялось количество осадков за последние 10 лет?
Какой год был самым влажным? самым сухим?
В чём, на ваш взгляд, причины снижения количества осадков?
Взаимоконтроль.
Одним из источников загрязнения атмосферного воздуха на территории нашего региона является автомобильный и другие виды транспорта. Полочанская средняя школа расположена на расстоянии 80 м от автострады Молодечно-Воложин. Автострада довольно оживленная, за час по ней в обе стороны проходит более 100 транспортных средств. Наиболее интенсивное движение приходится на 8 – 10 часов утра и 17 – 18 часов вечера. Известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксида азота, соединения свинца, сера и другие загрязняющие вещества – более 200 наименований. По проведённым нами подсчётам, выясняем, что уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода в нашем регионе составляет 4,24 мг / м3.
При этом надо помнить, что ПДК (предельно допустимая концентрация выбросов автотранспорта) по оксиду углерода равна 5 мг / м і.
Физкультминутка.
7. Групповая практическая работа по составлению проекта «Проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами транспорта и возможные пути её решения».
Реализация метода «Ковёр идей».
Оборудование: лист ватмана, маркеры, полоски цветной бумаги, клей-карандаш.
1. Постановка проблемы. На листе ватмана большими буквами записывается название проблемы.
2. Осознание проблемы (почему такая проблема существует?). На полосках бумаги зелёного цвета каждый член группы записывает причину возникновения проблемы и приклеивает свою полоску на ватман (одна полоска – одна причина). Обмен мнениями между группами.
3. Географический прогноз. К чему может привести возникшая проблема, если не начать её разрешать? На полоске бумаге красного цвета ученики записывают прогноз (предвидение будущего) и прикрепляют свою полоску на ватман. Обмен мнениями между группами.
4. Выдвижение идей. Что можно сделать, что бы изменить существующую ситуацию? На полоске бумаги синего цвета ученики записывают свои идеи по решению данной проблемы (одна полоска – одна идея) и прикрепляет её на ватман. Обмен идеями между группами.
5. Выдвижение собственного «Я». Что лично сделаю «я», для улучшения сложившейся экологической ситуации? На полоске бумаги жёлтого цвета каждый член группы записывает запланированное им действие и прикрепляет её на ватман. После этого готовый «Ковёр идей» вывешивается на классную доску.
6. Оценка реалистичности своих намерений. Каждый ученик получает две цветные самоклеющиеся полоски бумаги: красную и зелёную. Красный цвет означает точность выдвинутых намерений (когда-нибудь я это точно сделаю), а зелёный – возможность осуществления выдвинутых намерений (возможно, я это сделаю или попробую сделать). Участники проекта ещё раз перечитывают свои идеи и идеи других участников и прикрепляют свои полоски на выбранных ими формулировках.
Формулировка выводов.
В процессе реализации данного метода учащимися были вскрыты причины возникновения проблемы загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами транспорта. Этими причинами являются: резкое увеличение количества автомобилей среди жителей региона; приобретение подержанных автомобилей иностранного производства с повышенной токсичностью; плотная застройка улиц; некачественное топливо.
Все эти причины приведут к изменению климата, так как повышенное содержание СО в атмосфере приводит к возникновению парникового эффекта, что в свою очередь приводит к повышению температуры воздуха, зимней оттепели и летней засухе, повышению влажности воздуха и количества пасмурных дней. Только за последние 5 лет среднегодовая температура воздуха в регионе повысилась на 0,6 0С, в первую очередь за счёт повышения зимних температур воздуха.
Для разрешения данной проблемы учащиеся выдвигали следующие идеи: запретить эксплуатацию автомобилей с повышенной концентрацией СО; заменить ископаемые виды топлива на экологически чистые: водородное, гелиотермическое; высаживать вдоль улиц и дорог деревья и кустарники; пропагандировать вопросы охраны атмосферного воздуха средствами массовой информации.
8. Рефлексия. «Я задумался о роли своего региона для планеты и своей жизни».
9. Домашнее задание: на контурной карте отметить экологически неблагоприятные регионы Беларуси; творческое задание (по желанию) составить обращение к человечеству на любую региональную или глобальную экологическую проблему.
Приложения

Таблица 1. Изменение средней температуры воздуха и количества атмосферных осадков с 1999 по 2008 гг.
Годы
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008

Средняя температура
января, 0С
-6,1
-6,2
-5,8
-6,0
-5,7
-6,3
-6,2
-5,9
-5,8
-5,7

Средняя температура
июля, 0С
17,9
18,5
17,7
18,6
19,3
19,4
19,0
19,7
20,1
20,0

Среднегодовая температура, 0С
5,9
6,15
5,95
6,3
6,8
6,55
6,4
6,9
7,15
7,15

Среднегодовое количество осадков, мм
642
638
635
633
627
623
654
620
626
617



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. График среднегодовых температур воздуха и атмосферных осадков для
д. Полочаны

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Таблица 2. Коэффициент токсичности выбросов по типам автотранспорта*
Тип автомобиля
Коэффициент Кт

Легкий грузовой
2,3

Средний грузовой
2,9

Тяжелый грузовой
0,2

Автобус
3,7

Легковой
1,0

Трактор
0,3

*Галай Е.И. Антропогенные изменения климата. // Геаграфія: праблемы выкладання. 2002, № 2.

Рис.3. Динамика движения транспорта по центральной улице д. Полочаны
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

«Ковёр идей»




















Причины возникновения проблемы Реализация идей

Прогноз Конкретное действие
Реализация собственного «Я»: обязательно возможно









Загрязнение
территории радионуклидами

Проблема Белорусского
Полесья

Проблема Солигорского
промышленного узла

Экологические проблемы
Беларуси

Региональные
экологические
проблемы



Загрязнение воздуха выхлопными газами транспорта транспорта


Пг

Идея

Пр

Про
блема

Действия



Я

Я

Идея

Пр