Дополнительная образовательная программа по ритмике для ранне-эстетического отделения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
С.БАГАН
Дополнительная образовательная программа
·ТОП-ТОП !ХЛОП-ХЛОП!
для детей 4-6 лет
расчитана на 2х годичный курс обучения
Автор:
Оразалина Светлана Александровна,
преподаватель ДШИ
высшей квалификационной
категории
Баган
2016
Пояснительная записка
Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет средствами хореографического искусства формировать у подростков идеал женщины и мужчины, семьи, выделять эстетические и нравственные характеристики, присущие образам мужчины и женщины и ориентироваться в поведении на нормы тендерных отношений, умение вести себя в обществе. В социальном смысле, в бальном танце проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Передавая из поколения в поколение традиции бальных танцев, народ запечатлел в них нормы поведения при общении традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Поэтому танец играет немаловажную роль в воспитании детей, оказывает большое влияние на формирование их внутренней культуры. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, доброжелательность и приветливость - вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий бальными танцами и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия бальным танцем помогают воспитать характер подростка. Именно в бальном танце четко определены роли мужчины и женщины, что способствует формированию половой идентичности.
Цели и задачи программы: Формирование полоролевой идентичности и представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях через занятия бальными танцами.
Задачи программы:
1. Воспитательные
-воспитывать культуру поведения и общения в паре (мальчик - девочка, юноша - девушка);
-способствовать воспитанию активной жизненной позиции, самокритичности, уверенности в себе, умения сопереживать;
-формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками в группе;
-Способствовать воспитанию прилежания, внимания, дисциплинированности, выносливости.
2.Развивающие
-развить чувства ритма, навык координации движений, гибкость и пластичность тела;
-развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.
3.Обучающие
-овладеть техникой и лексикой исполнения бальных и классического танцев;
-освоить более сложные фигуры бального танца;
-сформировать правильную постановку корпуса в паре.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
1.Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагога и психолога, проявляющиеся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых.
2.Принцип систематичности и последовательности.
3.Принцип адекватности возрасту.
4.Принцип от простого к сложному.
Существующие в настоящее время программы обучения детей бальному танцу не дают возможности в полной мере использовать средства бальной хореографии для решения вопросов воспитания и имеют ряд недостатков. Они, в основном нацелены на рост профессионального мастерства и подготовку пар к соревнованиям по спортивному бальному танцу. В ряде случаев использование материалов на основе классической хореографии весьма ограниченно, отсутствуют программы проведения массовых мероприятий.
Особенность данной программы состоит в том, что она не нацелена на участие в соревнованиях спортивных бальных танцев, т.к. дети проживают в сельской местности, удаленной от крупных городов, в семьях с низким доходом и нет возможностей для приобретения костюмов и организации поездок. Программа актуальна и рациональна, т.к. способна определять такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях социума, на основе имеющихся в учреждении дополнительного образования ресурсов, позволяют получить максимально полезный результат.
При её разработке использовались следующие программы:
1. Алекс Мур .Техника европейских танцев.-СПб., 1993.
2. УолтерЛайерд. Техника латинских танцев. - СПб., 1994.
Данная программа художественно-эстетического направления ориентирована на младший и средний подростковый возраст от 11 до 15 лет, имеет открытый незавершенный характер и предусматривает продолжение обучения по окончанию базового курса, дающего элементарные основы бального танца, в группе спортивного совершенствования для одаренных детей в ансамбле «Мечта».
Она включает постановку оригинальных танцев в эстрадном и современном стиле. Предусматривает участие в различных совместных педагогических проектах (постановка мюзиклов и т. д.) с другими творческими коллективами ДШИ.
Основные формы работы с детьми
-Групповые (распределение детей по группам осуществляется в зависимости от их возраста и года обучения, одинаковое количество мальчиков и девочек).
-Индивидуальные (применяется при обучении детей, которые слабо усваивают учебный материал и для постановки сольных партий).
-Коллективные (проведение сводных репетиций при подготовке концертных номеров).
-Беседы, анкетирование, просмотр видеоматериалов.
Прогнозируемый результат
Первый год обучения
. Знание правил поведения и этикета, уметь их применять.
. Умение слушать музыку.
. Умение двигаться в паре.
. Умение исполнять простейшие танцы и танцы отечественной бальной программы.
Второй год обучения.
. Знать о культуре взаимоотношений между мальчиками и девочками.
. Достижение гармонии движений рук и корпуса.
. Овладеть знаниями, об основных позициях рук, ног, головы.
.Знание элементов и вариаций танцев в соответствии с программой.
. Умение исполнять танцы гармонично в паре.
Учебно-тематический план обучения
№
Тема
1год
2год
Теор.
практ.
Теор
практ
1
Ритмика, элементы музыкальной грамоты
17
17
-
2
Техника исполнения простейших танцев
13
13
-
3
Техника исполнения танцев отечественной бальной программы
22
22
-
4
Развитие пластики тела
10
10
-
5
Танцевальные игры
6
6
-
6
Латиноамериканская программа
-
-
34
34
7
Европейская программа танцев
-
-
34
34
8
Классический танец
-
-
34
34
итого
24
120
102
102
всего
144
204
Материально-техническое обеспечение
1.Просторный оборудованный танцевальный класс.
2.Одежда для занятий танцами. Танцевальная обувь.
3.Зеркала, станки.
4.Аудио, видео аппаратура,тренировочные фонограммы.
Дидактическое оснащение
Видеозаписи с конкурсов по спортивным бальным танцам.
Видеофрагменты уроков.
Анкеты. Карточки.
Особенности структуры занятия:
Разминка.
Изучение новых элементов.
Повторение ранее изученных элементов.
Вариация с включением нового элемента.
Поклон.
Заключение
Занятия танцами воспитывают навыки вежливости, элементарной культуры поведения, взаимоотношения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы - это объяснение педагога, показ примера на детях, поощрение ребят, подчеркивание в них чувства собственного достоинства, и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх, таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения. Танец – это общее дело двоих. Педагог с самого начала должен обращать внимание на это. В европейской программе большее значение имеет партнер – он «ведет», «делает» весь танец, стараясь показать всему миру, какая у него красивая партнерша. Хороший партнер ведет уверено и в тоже время мягко. Хорошая партнерша всегда готова к любой импровизации, которую придумал ей партнер.
Литература
Алекс Мур .Техника европейских танцев.-СПб., 1993.
Артемьев Т.И. Методический аспект проблемы способностей.- М.: 1977.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- М.: Искусство, 1964.
Барышникова Т. Азбука хореографии.- СПб., Респек, Люкси, 1996.
Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах.- М.: 1982.
Брошловская Л.В. Самоучитель по танцам.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. – СПб., 1988.
Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. – М.: Дрофа, 2003.
Кучменко В.С. Половозрастное воспитание учащихся, основы сексологии.- М.: Просвещение, 1992.
Пуйова В.В., Пуйов В.М. Методическая разработка по классическому танцу. – Барнаул, 1983.
Уолтер Лайерд. Техника латинских танцев. – СПб., 1994.
Фридан Бетти. Загадки женственности.- М.: 1994.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша.- М.: 1982.
Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам.- СПб., ООО Синус Пи, 2006.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
пђЗаголовок 1Заголовок 215