ПРОЕКТ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.
ПРОЕКТ "ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ".
Обоснование проблемы проекта
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач. Талантливая молодежь – это стратегический запас интеллектуальной силы, творческого потенциала. Поэтому проблему одаренной личности следует рассматривать именно как проблему будущего нашего государства. Требования современного времени таковы, что необходимо не только получить определенный объем знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к изменяющимся условиям, готовности к творчеству. Сложившаяся структура образовательной системы, обеспечивающая внешнюю дифференциацию условий развития личности, должна быть гибкой и предусматривать возможность творческого развития и совершенствования каждой личности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.) Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж.Рензулли (Современные концепции одаренности. wikikurgan.orbitel.ru). Согласно его учению, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативностим (дивергентное мышление) и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Одаренность (сегодня) определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу.Работа с одаренными детьми в школе осуществляется в соответствии школьной целевой программы «Одаренные дети - будущее России».
Цель программы – создание оптимальных социально-педагогических условий для гармонического развития одарённых детей и их творческой самореализации.
Задачи программы:-создание постоянно действующей системы выявления, воспитания, образования и поддержки интеллектуальных и творчески одаренных учащихся; -определение и развитие форм деятельности с одаренными учащимися; -создание системы медико-психологической поддержки одаренных детей; -создание системы подготовки и систематической переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными учащимися; -создание системы научно-методического обеспечения для работы с одаренными учащимися; -создание материально-технической базы обеспечения и поддержки работы с одаренными детьми;-развитие социального партнерства образовательных учреждений города.
С целью выявления индивидуальных особенностей учащихся необходимо проведение психолого-педагогического мониторинга, который позволяет получить полную информацию об интеллектуальном потенциале обучающихся школы. Анализ полученных данных позволит определить ка¬чественный состав учащихся школы, в том числе долю учащихся с высоким, выше среднего, средним, ниже среднего и низким уровнем развития интеллектуального потенциала. В связи с этим перед педагогами школы встанет задача - максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одаренных детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. Реализация проекта позволит на представительной выборке (банк одаренных детей) апробировать систему работы с одаренными детьми, а полученные результаты – усовершенствовать содержание и методы обучения всех детей и учащихся.
Проект затрагивает интересы:
-одаренных детей: они стремятся и к получению универсальной школьной подготовки;
-родителей: они заинтересованы в том, чтобы педагоги в образовательной деятельности ориентировались на индивидуальные запросы и потребности детей;
-школы: именно инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг;
-педагогов-новаторов: они получают в ходе проекта возможность реализации творческих замыслов и повышения квалификации;
-высших учебных заведений: они нацелены на высококачественный контингент абитуриентов и студентов;
-государства: оно не имеет пока единой стратегии обучения и воспитания одаренных детей;
-общества: оно ставит задачу не отбора и воспитания элиты, а обеспечения оптимальных условий для реализации потенциала одаренных людей.
Стратегия проекта – гармонизация образовательной системы школы, которая обеспечит возможность развития одаренных детей как творческих, конкурентоспособных, здоровых, образованных, сознательных граждан, обладающих информационной культурой, способностями к исследованию и эффективной коммуникации, умеющих принимать решения и осуществлять их.
Цель проекта - качественное изменение процесса педагогического взаимодействия с одаренными детьми в средней школе на основе внедрения в практику модели индивидуализации образования.
Задачи
1. Апробировать в целевой группе в режиме эксперимента модель индивидуализации образования «Лестница успеха».
2. Для осуществления принципа системности в работе с одаренными детьми сконцентрировать усилия проектной команды (педагоги-тьюторы) на следующих направлениях: гармонизация педагогических парадигм; совершенствование управления и самоуправления, профессиональный рост коллектива, оптимизация образовательного пространства, формирование и развитие традиций.
3. Разработать систему текущего и итогового мониторинга.
4. По завершении проекта проанализировать, обобщить и систематизировать его итоги и результаты.
Учитывая практическую невозможность, вовлечения одарённых детей в обучение по специальным программам, педагоги, безусловно, должны быть готовы к работе с такими детьми в условиях общеобразовательных классов. Это предполагает знания педагогами принципов развивающего обучения, включая владение специальными умениями применения стратегий дифференцированных программ для одаренных детей, а также владение эффективными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты). Наиболее оптимальной и эффективной индивидуальной формой работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы необходимо признать тьюторство. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности.
Механизм реализации внедрения модели индивидуализации «Лестница успеха»:
- психолого-педагогический мониторинг учащихся школы, составление банка данных одарённых детей (представительная выборка);
- изучение интересов и образовательных запросов одарённых детей;
- выбор учащимися профильного направления;
- составление каждым учащимся представительной выборки программы творческого развития в определенной области, согласование программы с родителями, завучем, исходя из кадровых и материально-экономических возможностей школы;
- проектирование учащимися ИОП (индивидуальной образовательной программы), помощь педагогов, берущих на себя функции тьюторов, в составлении учащимися ИОМ (индивидуального образовательного маршрута);
- в течение учебного года – организация учебных, внеурочных и внеклассных занятий, учебной и социальной практики, мониторинг, анализ результатов, коррекция модели;
- продолжение эксперимента в следующем учебном году, подведение итогов, принятие решения об эффективности модели, о целесообразности ее последующего применения;
- анализ, обобщение и распространение опыта.
Система деятельностиОбучение одаренных детей в условиях общего образования должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. Это создает необходимость во внеурочной системе выделить следующие формы обучения одаренных детей:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3) система творческих конкурсов, фестивалей;
4) олимпиадное движение учащихся;
5) научно-практические конференции.
Подпрограммы по основным направлениям гармонизации педагогического взаимодействия:
- «Одаренные дети»: педсоветы, совещания, семинары по проблеме креативных и продуктивных методов обучения, партнерство с ОУ в проекте «Индивидуальный маршрут ученика», дистанционные курсы для учащихся, творческие и педагогические мастерские для старшеклассников, программа воспитательной работы.
- «Креативность, компетентность, ответственность»: общешкольные конференции, НПК «Шаг в будущее», деятельность научно-методического совета, Совета старшеклассников, Совета НОУ, система самоуправления в классах.
- «Обучение в сотрудничестве»: семинар «Тьюторские технологии в образовании», делегирование педагогов на выездные курсы повышения квалификации с последующим расширением, научно-исследовательская и проектная работа, выпуск научно-методических брошюр, буклетов и проспектов, действующая рубрика «Методическая работа» на сайте школы, педагогический фестиваль «Золотые россыпи».
- «Единое информационное пространство школы»: проведение локальной сети Интернет, школьный пресс-центр «Эхо», школьная газета «Лестница успеха», школьное радио, сайт школы, сайты учителей-предметников, публикации в СМИ.
- «Сохранение психического здоровья учащихся и педагогов»: консультации психолога, психологические тренинги, психологическое сопровождение родителей одаренных детей, оборудование кабинета самостоятельных занятий учащихся.
Мониторинг: предполагается создание информационно-аналитического центра, который включает следующие виды мониторинга:
- создание базы данных об учащихся и педагогах;
- общественные экспертизы, публичные слушания, дебаты;
- защита проектов развития школы, классов;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
Предполагаемые результатыГлавный ожидаемый результат – это продуктивная система поддержки и развития одаренных и талантливых детей. В случае успешной реализации проекта школа получает выпуск учащихся, которые имели возможность, обучаясь в школе, успешно реализовать свои академические, творческие, спортивные, лидерские способности.
Перспективы проекта связаны:
- с включением в него новых участников (одарённых и талантливых детей 1-11 классов, молодых педагогов, студентов, проходящих в школе педагогическую практику);
- с освоением администрацией новых функций: мониторинга качества, расширения связей с учреждениями образования и культуры, участия в международных образовательных проектах;
- с освоением педагогами командной модели коллективной деятельности, новых видов деятельности в ходе прохождения курсов и изучения опыта других учебных заведений;
- с информационной и общественной поддержкой;
- с выполнением школой государственного образовательного заказа с применением образовательных инноваций на основе сотрудничества с органами управления образованием;
- с расширением географии проекта (распространением опыта педагогов школы другими образовательными учреждениями)
Финансовое обоснованиеДля реализации проекта фонда оплаты труда (ФОТ) и бюджетных поступлений недостаточно. Предполагаемые дополнительные источники финансирования: благотворительные пожертвования, родительские членские взносы в некоммерческое партнерство, платные образовательные услуги, доходы от разрешенной законом деятельности, конкурсные средства (грант). Экономия средств ФОТ возможна частично при введении экстерната по отдельным предметам в профильных классах, организации поточного метода обучения в параллели по непрофильным предметам.
Дополнительные конкурсные средства (грант) на осуществления данного проекта нужны:
- для организации профессиональной подготовки классных руководителей (курсов тьюторов);
- для организации методического сопровождения учителей-предметников;
- для стимулирования работы учителей-предметников и классных руководителей в режиме эксперимента;
- на ремонт и оборудование кабинета для самостоятельных занятий учащихся;
- на пополнение библиотечного фонда и медиатеки