Презентация к семинару для педагогов ДОО по теме Профессиональный стандарт педагога


Профстандарт педагога.Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации Цель применения профессионального стандарта Определять необходимую квалификацию педагогаОбеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованияхСодействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Развивающая деятельность Воспитательная деятельность Общепедагогическая функция. Обучение Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Трудовые функции Обобщенные трудовые функции Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ Иметь высшее образованиеЗнать программы обученияУметь планировать и анализировать работуВладеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детейУметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроляВладеть ИКТ-компетенциями. Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ владеть формами и методами воспитательной работыВладеть организационными формами и методамиУметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинствоПоддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад. Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ Готовность принять всех детейВыявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощьГотовность к взаимодействию с другими специалистамиУметь отслеживать динамику развития ребенка ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ Педагог должен:Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детейУметь организовывать ведущие виды деятельностиВладеть теорией и методиками развития детей дошкольного возрастаУметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьмиУметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторингаВладеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителейВладеть ИКТ-компетенциями Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Профессиональная деятельность воспитателя оценивается только комплексно. Высокая оценка включает: сочетание показателей динамики развития качеств ребенкаПоложительное отношение к детскому садуВысокой степени активности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада Содержание Профстандарта педагогаПедагог должен выполнять трудовые действия:Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОО в соответствии с ФГОС (рабочей, основной образовательной, программы развития ДОО) Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программыРазвитие профессионально значимых компетенцийФормирование психологической готовности к школьному обучению Организация различных видов детской деятельности И т.д. Содержание Профстандарта педагогаПедагог должен уметь:Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.Владеть ИКТ-компетентностями.Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.Выстраивать партнерское взаимодействие с родителямиИ т.д. Содержание Профстандарта педагогаПедагог должен знать:Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.Рабочую программу и методику обучения.Закономерности развития ребенка и детской деятельности.Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.И т.д. Основные педагогические компетентностипедагогов дошкольной образовательной организации Методологическая компетентность Психолого-педагогическая компетентность Коммуникативная компетентность Презентационная компетентность Информационно-коммуникационной компетентности Акмеологическая компетентность Исследовательская компетентность Компетентность Содержание компетентности Методологическая компетентность Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Содержание педагогических компетентностейпедагогов дошкольной образовательной организации Компетентность Содержание компетентности Психолого-педагогическая компетентность Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса). Содержание педагогических компетентностейпедагогов дошкольной образовательной организации Компетентность Содержание компетентности Коммуникативная компетентность Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги). Содержание педагогических компетентностейпедагогов дошкольной образовательной организации Исследовательская компетентность Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы Презентационная компетентность Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д. Акмеологическая компетентность Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. Информационно-коммуникационной компетентности Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:    воспитательно-образовательной деятельности учебно–методической деятельности социально–педагогической деятельности Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Показатели компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Показатели компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей;умение грамотно интегрировать содержание образования. Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Показатели компетентности: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).Работа в методических объединениях, творческих группах.Исследовательская, экспериментальная деятельность.Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.Различные формы педагогической поддержки.Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.Обобщение собственного педагогического опыта.Проблемные семинары и вебинары.Работа по самообразованию. Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел…Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Мне захотелось… СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ