Семинар для педагогов с элементами деловой игры Профессиональный стандарт педагога
Семинар для педагогов с элементами деловой игры
"Профессиональный стандарт педагога"
Цель: расширить и уточнить представления у педагогов о профессиональном стандарте педагога ДОО; повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
1. Сообщение-презентация «Концепция и содержание профессионального стандарта педагогов ДОО».
(СЛАЙД 1) С 1 января 2017 года на территории России ожидали введение профстандарт педагогов всех типов образовательных учреждений. Пока внедрение отложено на неопределенный срок. Для полноценного внедрения педагогического профстандарта требуется время. Профстандарт принимается вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
(СЛАЙД 2) Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.
(СЛАЙД 3) На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
(СЛАЙД 4) Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Стандарт включает в себя трудовые функции: обучение, воспитательную деятельность, развивающую деятельность, педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования. Каждая, из которых состоит из трудовых действий, необходимых умений и знаний.
(СЛАЙД 5, 6, 7, 8) Краткое содержание каждой области профстандарта
(СЛАЙД 9) Профстандарт будет применяться в качестве:
Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
Инструмента роста качества российского образования.
Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.
(СЛАЙД 10) Содержание Профстандарта педагога
Педагог должен выполнять трудовые действия:
Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОО в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, программы развития ДОО)
Организация и проведение педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми образовательной программы
Развитие профессионально значимых компетенций
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Организация различных видов детской деятельности
(СЛАЙД 11) Педагог должен уметь:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
Владеть ИКТ-компетентностями.
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(СЛАЙД 12) Педагог должен знать:
Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
Рабочую программу и методику обучения.
Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
(СЛАЙД 13) Новые задачи современного педагога
Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.
(СЛАЙД 14) Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Что входит в понятие каждой из компетенции? (спрашиваю сначала у педагогов разяснить)
(СЛАЙД 15) Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.
(СЛАЙД 16) Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).
(СЛАЙД 17) Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
(СЛАЙД 18) Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
(СЛАЙД 19) Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.
(СЛАЙД 20) Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
(СЛАЙД 21) Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.
Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:
Общепользовательский
Общепедагогический
Предметно-педагогический
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
Предполагается, как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
Общепользовательский компонент
Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
Клавиатурный ввод.
Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
Навыки поиска в Интернете и базах данных.
Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
- Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
- Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
- Организации образовательного процесса:
Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
литературные тексты и экранизации,
исторические документы, включая исторические карты
(все предметы).
Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д.
В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
(СЛАЙД 22) Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
(СЛАЙД 23) Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса;
создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
(СЛАЙД 24) Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Показатели компетентности:
знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей;
умение грамотно интегрировать содержание образования.
(Слайд 25) Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
консультативная помощь родителям;
создание условий для социализации детей;
защита интересов и прав.
Показатели компетентности:
знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.
(Слайд 26) Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Исследовательская, экспериментальная деятельность.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Различные формы педагогической поддержки.
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
Обобщение собственного педагогического опыта.
Проблемные семинары и вебинары.
Работа по самообразованию.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». Возникла «необходимость наполнения профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя) новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении».
«Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации»
2. Групповое обсуждение «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования в соответствии с требованиями профстандарта»:
Упражнение. Проработка содержания должностных обязанностей современного педагога.
Цель: сравнение и выделение новых профессиональных компетенций, отвечающих профессиональному стандарту педагога.
Технология проведения: Участникам мероприятия предлагается сравнить должностные обязанности воспитателя с трудовыми функциями из профстандарта и выделить, что следует добавить или изменить в должностных инструкциях.
Обсуждение
(СЛАЙД 27) 3. Метод «Рефлексивный экран»
Цель: получить обратную связь от участников от прошедшего мероприятия.
Количество участников: все присутствующие.
Время: 6 минут
Материалы: слайд с неоконченными предложениями:
Технология проведения: участники по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Мне захотелось
4. Метод мотивации к дальнейшей самостоятельной деятельности:
Рассказывание притчи про знания
Цель: мотивация к дальнейшей самостоятельной деятельности.
Технология проведения: Ведущий рассказывает притчу о знаниях.
Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.
Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.
Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.
Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».
Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.
(СЛАЙД 28) Спасибо за внимание!
Заголовок 215