Презентация по русскому языку для 1 курса СПО на тему Сложное предложение


«Золото добывают из земли, а знания – из книги» 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском, недалеко от станицы Вешенской, родился М. А. Шолохов. 1. Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына.2. Шёпотом гутарили по хутору , что Прокофьева жена ведьмачит.3. Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон. Тема: Сложное предложение Цель: Знать виды сложных предложенийУметь расставлять в нём знаки препинанияНаучиться строить схему сложного предложения. Сложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. [ ], и [ ]. Сложносочинённое предложение Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения; Шёпотом гутарили по хутору , что Прокофьева жена ведьмачит. [ ], (что ). о чём? Сложноподчинённое предложение это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами. Типы придаточных предложений:Изъяснительныеопределительныеобстоятельственные Сложноподчинённое предложение Бессоюзные сложные предложения (БСП), в отличие от сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, не имеют специальных союзов и союзных слов для связи простых предложений внутри сложного.Основным средством связи простых предложений внутри сложного является интонация.Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон. [ ], [ ]. Бессоюзное сложное предложение Значение перечисления Значения причины, пояснения, дополнения Значения противопоставления, времени, условия, следствия, быстрой смены событий ___ Сложное ? ? ? ? ? ? ? Сложное союзное изъяснительное обстоятельственное определительное сложноподчинённое сложносочинённое бессоюзное Определи тип предложения. № Предложения ССП СПП БСП 1 Григорий искоса глянул под ноги: вода клехтала у грядушки саней. 2 Григорий вернулся из Миллерова, куда отвозил Евгения, в вербное воскресенье. 3 За ночь могло ещё больше прибыть воды, и Григорий решил переправиться. 4 Через спины лошадей перекатами шла вода, сани колыхало и стремительно тянуло назад. 5 Жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал он с Натальей. 6 Григорий хотел повернуть обратно, но лошади сорвались и , всхрапнув, поплыли. Ф.И.___________________________ Определи тип предложения. № Предложения ССП СПП БСП 1 Григорий искоса глянул под ноги: вода клехтала у грядушки саней. 2 Григорий вернулся из Миллерова, куда отвозил Евгения, в вербное воскресенье. 3 За ночь могло ещё больше прибыть воды, и Григорий решил переправиться. 4 Через спины лошадей перекатами шла вода, сани колыхало и стремительно тянуло назад. 5 Жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал он с Натальей. 6 Григорий хотел повернуть обратно, но лошади сорвались и , всхрапнув, поплыли. Ф.И.___________________________ Критерии оценивания 0 ошибок-51 ошибка-42-3 ошибки-34 и более ошибки-2Сложите все оценки , общее число баллов напишите на жетоне и отдайте команде, заработавшей эти баллы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы. Ночью полил такой сильный дождь что мы все промокли насквозь.На перевале оглянулась назад внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор.Григорий вгляделся по направлению звука у сосны полулежал человек.В руках у Щукаря неожиданно появился кнут но он не успел взмахнуть им. Казачьи курени было принято крыть камышом, потому что … Конструирование предложений Широко и спокойно несёт свои воды Дон: [ пояснение ]. Осень пришла в станицу Вешенскую внезапно – [ следствие ]. В доме Шолоховых кабинет Михаила Александровича располагался на втором этаже, а … Памятник М.А. Шолохову установлен в городе Миллерово: [ причина]. Проверочный тест.1. С крыши капало, серебрились сосульки, дегтярными полосками чернели на карнизе следы стекавшей когда-то воды. А.ССП Б.СПП В.БСП2. Каким средством связи соединены части сложного предложения: Дул сильный ветер, летела пыль, деревья раскачивались и скрежетали… А. интонация Б. сочинительный союз В. подчинительный союз5. Во двор набежали пехотинцы, а возле ворот остановилась двуколка телефонистов.А.ССПБ.СППВ.БСП 3. Григорий побледнел: тронул отец незарубцованную рану.А)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.Г)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 4. Часа в четыре погода начала портиться: с востока стал надвигаться туман, степь сильно волновалась. А)Вторая часть БСП распространяет и поясняет содержание первой части.Б)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.В)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.Г)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси. Цель выбрав благую,К ней прямо иди.Себя приучи не страшиться труда:Труд с разумом, с честьюВ согласии всегда. Допишите предложение-рефлексию:Я понял: [дополнение].Я не совсем справился с заданиями: [причина]Мне не все понятно: [пояснение, что именно?]Ухожу с урока в хорошем настроении: [причина].