Курс лекций ПМ. 05 Выполнение работ по профессии Горнорабочий на маркшейдерских работах, Тема 1.2.Шахтный и карьерный транспорт


Курс лекцийПМ 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 11711 Горнорабочий на маркшейдерских работахЧасть 3. Шахтный и карьерный транспортРаздел 1. Некоторые понятия из геологии, горного дела, геодезии и маркшейдерииТема 1.2. Общие сведения о горных работахАвтор : преподаватель Тихонова О.Н.ГБПОУ ИО Бодайбинский горный техникум Шахтный и карьерный транспортШахтный транспорт — комплекс сооружений и устройств, предназначенный для приёма и перемещения различных грузов и людей на подземных горнодобывающих предприятиях. Чукикамата — самый большой карьер в миреУгольный разрез Шахтный и карьерный транспортВ задачи шахтного транспорта входит: Шахтный и карьерный транспортКарьерный транспорт    предназначен для перемещение карьерных грузов.Основной карьерный груз — горная масса (полезное ископаемое или пустые породы), начальный пункт — забой, конечный — место разгрузки (отвалы для пустых пород, некондиционных руд и приёмные бункера погрузочных станций, дробильные, обогатительные, фабрики, склады — для полезного ископаемого). Шахтный и карьерный транспортШахтный и карьерный транспорт включает:  Шахтный и карьерный транспортПеремещение горной массы по подземным выработкам осуществляют следующим транспортом Шахтный и карьерный транспортВ горных выработках наиболее распространен рельсовый транспорт — откатка в вагонетках по рельсовым путям. Этот вид транспорта широко применяется также для перевозки материалов, оборудования и людей. Шахтный и карьерный транспортРельсовый путь состоит из рельсов, элементов скрепления рельсов между собой и со шпалами, шпал и балластного слоя, на который уложены шпалы. В почве выработки, на которую укладывают рельсовый путь, проводят водоотводную канавку. Шахтный и карьерный транспортШахтные локомотивы разделяют на электровозы, работающие на постоянном или переменном токе, дизелевозы — локомотивы с дизельными двигателями, гировозы, т. е. инерционные локомотивы, локомотивы, источником энергии которых является сжатый воздух.  Шахтный и карьерный транспортВ качестве подвижного состава на рельсовом транспорте применяют рудничные, шахтные вагонетки и локомотивы. Вагонетки различаютгрузовые, предназначенные для транспортирования насыпных грузов, пассажирские, служащие для перевозки людей, специальные — для транспортирования различных вспомогательных грузов. Шахтный и карьерный транспортКонвейерный транспорт — технологический процесс перемещения горных масс с помощью конвейеров  на подземных и открытых разработках, объединяющий конвейеры и вспомогательное оборудование (например, бункеры, питатели), технические средства управления производством работ, а также технического обслуживания и ремонта. Шахтный и карьерный транспортОбласти эффективного использования конвейерного транспорта: на подземных работах — перемещение руд из забоя или от дробильных комплексов до пунктов перегрузки в другие транспортные средства или до обогатительной фабрики на поверхности; на открытых работах — перемещение до различных пунктов руд и пород, разрабатываемых роторными экскаваторами , а также крепких пород и руд после предварительного дробления .  Шахтный и карьерный транспортПогрузочно-доставочные машины ПДМ и погрузочно-транспортные машины ПТМ предназначены для перевозки горной массы в ковше на весу к месту разгрузки. ПДМ применяются в горных выработках с площадью поперечного сечения от 5 до 14 м2 и более. Шахтный и карьерный транспортПодземные экскаваторы с электрическим приводом и вместимостью ковша 1-2 м применяют в комплексе с бульдозерами и автосамосвалами в горных выработках высотой не менее 6 м.  Автосамосвалы используют при доставке горной массы на расстояние 300-1000 м и более; их грузоподъемность составляет 40-50 т, все автосамосвалы оснащают системой очистки выхлопных газов. Шахтный и карьерный транспортПодъем горной массы на земную поверхность через шахтные стволы производят в вагонетках, размещаемых в подъемных устройствах — клетях, в специальных подъемных сосудах — скипах, ленточными конвейерами по наклонным шахтным стволам, гидротранспортом — непрерывным потоком от забоя. Перемещение грузов по вертикальным и наклонным шахтным стволам в клетях и скипах осуществляют подъемными установками с подъемными машинами. Шахтный и карьерный транспортПодъемные установки классифицируют: по назначению - на главные или грузовые, вспомогательные или грузолюдские; по типу ствола шахты - на вертикальные и наклонные; по числу канатов - на одноканатные и многоканатные; по типу органов навивки - на установки c постоянным радиусом навивки и c переменным радиусом навивки; по типу подъёмных сосудов - на скиповые, клетевые, скипо-клетевые, бадейные. Шахтный и карьерный транспортCхемы подъёмных установок для вертикальных стволов: a - одноканатная (барабанная) клетевая; б - одноканатная (барабанная) скиповая; многоканатная скиповая co шкивом трения; двухканатная; 1 - подъёмная машина; 2 - подъёмные канаты; 3 - копровые шкивы; 4 - клети; 5 - скипы; 6 - погрузочный (аккумулирующий) бункер; 7 - погрузочно-дозировочное устройство. Шахтный и карьерный транспортНа открытых горных работах выемочно-погрузочные операции выполняют экскаваторами, погрузчиками, колесными скреперами и другими машинами. Транспортирование горной массы в основном осуществляют железнодорожным, автомобильным, воздушно-канатным, конвейерным и гидравлическим транспортом.  Шахтный и карьерный транспортПогрузка горной массы на карьерах производится экскаваторами, которые разделяются на одноковшовые и многочерпаковые.Важнейшие типы одноковшовых экскаваторов — прямая и обратная механическая лопата и драглайн. У механической лопаты ковш жестко скрепляется с рукоятью. У драглайна ковш подвешивается к стреле на стальном канате. Шахтный и карьерный транспортДля добычи мела или глины эффективно применение роторных многочерпаковых экскаваторов, работающих в паре с передвижным промежуточным транспортером на гусеничном ходу, передающим сырье на стационарный транспортер, идущий параллельно фронту добычи. Шахтный и карьерный транспортАвтотранспорт используют при удалении карьера от завода на расстояние до 8 км, при расположении карьера не на равнине или при разработке карьера в несколько уступов. При расстоянии карьера от завода 8- 10 км и ровном рельефе применяют железнодорожный транспорт.             Шахтный и карьерный транспортПри расстоянии карьера   от  завода   более  10 км применяют ленточные   конвейеры,   которые  при установке в укрытие (галерею), для защиты от дождя и ветра, являются наиболее экономичным  видом  транспорта.  При  мягком высоковлажном сырье ленточные транспортеры и канатные дороги не применяют из-за налипания материала. При использовании подвесных дорог или ленточных конвейеров дробильные отделения переносятся на карьер.     Карьерная дробильная установка. Канатно-ленточная конвейерная система общей длиной в 51,4 км (Австралия). Шахтный и карьерный транспортГидротра́нспорт поле́зных ископа́емых — перемещение супычих и жидких материалов по трубам с помощью потока воды.При использовании мягкого пластичного сырья (мела, глины, суглинка, мягких мергелей) при мокром способе производства экономичен гидротранспорт, который характеризуется полной поточностью, простотой оборудования и обслуживания.