«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-логопедической работе у детей с общим недоразвитием речи»
Куспекова Жанара ЕнкорбековнаУчитель-логопедГККП «Детский сад «Ивушка»
«Дидактикалық синквейн, инновациялық жаңашыл тәсілдерді балалардың жалпы тілдік дамытушылық логопедтік-түзетушілік жұмысында қолданылуы»«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-логопедической работе у детей с общим недоразвитием речи»
"Развитие речи языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду"Е.И. Тихеева
Актуальность и целесообразность: - новая технология открывает новые возможности; - не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность; - данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций; - синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников; - синквейн является игровым приемом.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Синквейн появился в начале XX века в США; Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка;
Правила составления синквейна1 строка2 строка3 строка4 строка5 строка1 слово – Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)4 слова Это предложение, в котором выражается личное отношение к теме.1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Пример синквейна:Яблоко.Зеленое, сладкое.Растет, спеет, наливается.Я ем яблоко.Фрукт.
Кошка.Пушистая, ласковая.Мурлычет, ловит, играет.Я люблю кошку.Домашнее животное.Пример синквейна:
Варианты работы:Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);Составление синквейна по прослушанному рассказу;Коррекция и совершенствование готового синквейна;Синквейн-загадка - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки). На основе существующих строк необходимо ее (часть) определить.
Синквейн в практике:Занятия на закрепление изученной лексической темы.Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях.Занятия по развитию связной речи.
Эффективность и значимость синквейна.*облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; *учит коротко, но точно выражать свои мысли; способствует расширению и актуализации словарного запаса;*закрепляет знания по изученным лексическим темам.
Спасибо за внимание!