Рабочая программа по материаловедению для профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Железногорский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОП.06.В, ОП.06, ОП.04 Основы материаловедения
Для профессий 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
21.01.10 Ремонтник горного оборудования
15.01.25Станочник (металлообработка)

ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией отделения
Машиностроения и энергетики

Протокол № ____ от ________ 2015 г
Председатель __________ Составлена в соответствии с
ФГОС по профессии
21.01.08 Машинист на открытых горных работах
Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 2015 г.
_____________ Ю. Н. Тупиков
Заместитель директора по УПР
_____________ 2015 г
_____________ Ф.М.Чистяков
Организация – разработчик ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчик: Красюк Ольга Ивановна преподаватель ОБПОУ
«Железногорский ПК»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является обязательной частью программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям:
машинист бульдозера - машинист буровой установки;
машинист скрепера - машинист буровой установки;
машинист скрепера - машинист экскаватора;
машинист бульдозера - машинист экскаватора
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
-выполнять механические испытания образцов материалов;
- использовать физико-химические методы исследования металлов;
- пользоваться справочными таблицами для осуществления профессиональной деятельности;
-выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
Знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся впрофессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных
и электротехнических материалах, стали, их классификацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа,
из них:
- теоретические занятия – 20 час;
лабораторные и практические занятия – 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе:
Подготовка сообщения на тему «Роль отечественных ученных в области металловедения».
Подготовка рефератов по темам: «Механические свойства и методы их определения», «Магнитные свойства» Доклад на тему «Чёрные металлы»
Заполнение таблицы «Свойства чугуна» Заполнение таблицы «Свойства чугуна» Составление конспекта по теме «Стали с особыми свойствами»
Заполнение таблицы «Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск»
Сообщение «Применение цветных металлов»
Составить конспект «Применение сплавов»
Сообщение «Сырьё для получения пластмасс и резиновых материалов» Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1Введение, Общие понятия и строение металлов и сплавов. Содержание 4 1 История развития металловедения. Понятие о металлах и сплавах 2 2
2 Процесс кристаллизации. Пластическая деформация 2 2
Лабораторная работа 2 1 Определение моделей кристаллических решеток 2 2
Самостоятельная работа 2 1 Конспект тему: Описание процесса кристаллизации металлов и сплавов. Выполнение кривой охлаждения чистого железа 2 2
Тема 2 Основные сведения о свойствах материалов. Содержание 2 1 Свойства материалов 2 2
Лабораторная работа 2 2 Классификация свойств материалов 2 2
Самостоятельная работа 2 Составление конспекта на темы:Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии 2 2
Тема 3. Основные сведения о теории сплавов Содержание 2 1 Основы теории сплавов: кривые охлаждения, критические точки. Железо и его сплавы 2 2
Лабораторнаязанятие 2 3 Классификация металлов и сплавов 2 2
Самостоятельная работа 2 1 Подготовка реферата на тему: Антифрикционные сплавы, применение 2 2
Тема 4. Чугун Сталь
Содержание 4 1 Общая схема получения чугунов: способы литья, основные марки чугунов. Применение чугунов в промышленности 2 2
2 Углеродистые стали, свойства и маркировка.Легированные стали, свойство и маркировка 2 2
Лабораторная работа 2 4 Классификация свойств чугунов 2 2
Практическое занятие 2 1 Расшифровка марок стали 2 2
Самостоятельная работа 4 1 Заполнение таблицы «Свойства чугуна», 2 2
2 Составление конспекта на тему:Стали специального назначения 2 2
Тема 5. Термическая и химико-термическая обработка металлических материалов. Содержание 4 1 Назначениепроцесса и виды термической обработки(отжиг, нормализация, закалка, отпуск) 2 2
2 Химико-термическая обработка стали и её назначение 2 2
Самостоятельная работа 4 1 Составление конспекта на тему: Сущность обработки металлов давлением, преимущества и недостатки по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. 2 2
2Составление конспекта Дефекты и брак при термической обработке 2 2
Тема 6.
Цветные металлы и их сплавы.
Неметаллические
Материалы
Содержание 2 1 Медь ,алюминий,магний и титан их сплавы и свойства
2 2
Лабораторная работа 2 5 Классификация свойств пластмасс 2 2
Самостоятельная работа 2 1 Подготовка реферата по выбору обучающегося: Керамические материалы. Резиновые материалы и каучуки 2 2
Дифференцированный зачет 2 ИТОГО 48 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя; - комплект плакатов по основам материаловедению;
- коллекция металлов и сплавов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Адаскин, А.М. Материаловедение / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. – М.: Металлообработка, 2010.- 326 с. Интернет-ресурсы
1. On–line библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bestlibrary.ru 2. Научная библиотека МГУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lib.msu.su 3. Государственная публичная научно–техническая библиотека России [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.vavilon.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Тема 1 Введение, Общие понятия и строение металлов и сплавов
- выполнение механических испытаний образцов материалов Устный опрос
-использование физико- химические методов исследования металлов;
-использование справочных таблиц для определения свойств материалов Оценка защиты лабораторной работы
- формулирование основных свойств и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности. Устный опрос
Тема 2 Основные сведения о свойствах металлов. Методы испытания металлических материалов - осуществление выбора материалов для профессиональной деятельности Оценка защиты лабораторной работы
- воспроизведение основных сведений о металлах и сплавах. Устный опрос.
Тема 3. Основные сведения о теории сплавов - перечисление наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала. Устный опрос
Тема 4. Чугун Сталь
- перечисление наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала Оценка защиты лабораторной работы
Тема 5. Термическая и химико-термическая обработка металлических материалов. - формулирование правил применения охлаждающих и смазывающих материалов. Устный опрос
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по общим компетенциям
Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Положительная динамика результатов учебной деятельности. Своевременность выполнения заданий. Качество выполненных заданий - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения программы учебной дисциплины
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Своевременность сдачи практических и самостоятельных работ. Соответствие выполненных заданий условиям и рекомендациям по их выполнению. Оценка практической деятельности.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Осуществляет самоанализ и коррекцию результатов собственной работы, демонстрирует ответственность за результаты своего труда Оценка выполнения практических заданий
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Сформированность прикладных умений (способность решать практические ситуации). Проявление ответственности за результаты работы Оценка эффективности работы с источниками информации.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности Умение четко и аргументировано излагать свою мысль. Грамотность в оформлении документов. Оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Проявление степени развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах). Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Взаимооценка обучающихся