Рабочая программа по материаловедению
смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Десногорский энергетический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина: ОП.03. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Специальность СПО: 140448 Автомеханик
Курс: первый
Количество часов: 56
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 151903.02 Автомеханик
РАССМОТРЕНО Заместитель директора по УПР
На заседании предметной (цикловой) комиссии ____________Е. В. Морозова
Протокол №______ от «_____»_______2014г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
________________Г. Н. Коренькова
Составитель: Полева И.В, преподаватель спецдисциплин СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 – 9
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11 – 12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 190631.01 Автомеханик
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
__дисциплина входит в профессиональный цикл____________________________________
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать соответствующими общими компетенциями:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущей и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, с руководством, клиентами.
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. (для юношей)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать соответствующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Диагностирование автомобиля, его агрегатов и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 2.1. Управлять автомобилями категории «В» и «С».
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортного средства.
ПК3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях;
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования заправочных станций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__56__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _40_ часов, в том числе лабораторных и практических - 14;
самостоятельной работы обучающегося _16_ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лабораторные работы
4
практические работы
10
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Изучение материала учебника по заданной теме.
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __материаловедение______________
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Теория
ЛПЗ
Сам.
раб.
1
2
3
4
Тема 1.
Физико – механические свойства материалов.
Содержание
8
4
6
Кристаллическое строение металлов. Основные сведения о металлах. Классификация металлических материалов. Кристаллическое строение металлов. Кристаллизация металлов.
2
2
Физические и химические свойства металлов. Виды свойств. Характеристика физических и химических свойств. Влияние химических и физических свойств на выбор материалов.
2
3
Механические свойства металлов. Характеристика механических свойств. Определение твёрдости металлов. Характеристика методов определения твёрдости металлов.
2
Технологические свойства металлов. Виды. Определение. Оценка технологических свойств.
2
Лабораторная работа № 1 Определение твердости металлов по методу Бринелля.
2
Практическая работа № 1 Выявление дефектов кристаллического строения металлов и причин их образования.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Структура металла и контроль его качества. Структура литого слитка. Формы кристаллов. Виды контроля качества. Виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов.
Общие сведения о деформациях. Виды деформаций. Причины возникновения деформаций.
Механические испытания. Виды испытания. Технология проведения испытаний.
6
Тема 2.
Основные сведения из теории сплавов
Содержание
4
2
4
2,3
Общие понятия о сплавах. Определение. Типы соединений сплавов. Диаграммы состояния сплавов. Род диаграмм. Характеристика диаграмм.
2
Диаграмма состояния «железо – цементит». Фазовые и структурные составляющие диаграммы. Железоуглеродистые сплавы. Влияние температуры на структуру стали и чугуна.
2
Лабораторная работа № 2. Определение по диаграмме состояния фазовые составляющие чугуна, выявление линий образующих фазовые составляющие.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Методы изучения структуры металла. Макроскопический анализ. Микроскопический анализ.
Методы упрочнения металлических сплавов. Перекристаллизация. Дисперсионное твердение. Наклёп и рекристаллизация.
4
Тема 3
Термическая, химико-термическая и термомеханическая обработка металлов
Содержание
4
2
2
Понятие о термической обработке. Превращения при нагреве и охлаждении. Виды термической обработки. Отжиг: цель, виды отжига. Нормализация. Закалка и отпуск: цель, виды.
2
2
Химико-термическая обработка. Определение, виды, назначение, технология.
2
Практическая работа № 2. Определение по диаграмме состояния температурных зон отжига и закалки.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Дефекты термической и химико-термической обработки.
Термомеханическая обработка металлов.
2
Тема 4.
Конструкционные и инструментальные стали и чугуны.
Содержание
4
6
4
2,3
Углеродистые стали. Классификация, маркировка, свойства, область применения. Углеродистые инструментальные стали. Чугуны. Классификация, маркировка, свойства, область применения.
2
Легированные стали. Классификация, маркировка, свойства, область применения. Твёрдые сплавы. Маркировка. Область применения.
2
Практическая работа № 3. Определение химического состава и процентного содержания углерода и легирующих элементов по маркам сталей.
2
Практическая работа № 4. Расшифровка марок сталей со специальными свойствами и определение их свойств.
2
Практическая работа № 5. Определение состава твёрдых сплавов, чугунов по маркам.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся: Стали и сплавы с особыми свойствами. Полимерные материалы, основные свойства полимеров и их использование. Древесина. Композиционные материалы. Классификация и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов. Виды прокладочных и уплотнительных материалов.
4
Тема 5.
Горюче – смазочные материалы
Содержание
4
2
1. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам. Моторные масла. Твёрдые и пластичные смазки.
2
2. Классификация топлив. Горючие смеси и энергетические показатели топлива. Свойства топлива. Жидкое нефтяное топливо. Альтернативные топлива.
2
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
2
Всего:
26
14
16
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
Заголовок 115