Открытый урок по материаловедению
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕБРЯКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения»
по профессии
«Мастер отделочных строительных работ»
«Применение гипсовых вяжущих материалов»
Разработала:
преподаватель
ГБОУ СПО ССТ отделение НПО
Мелихова Галина Николаевна
г.Михайловка
2014г
Открытый урок
План урока
Тема урока: «Применение гипсовых вяжущих материалов»
Тип урока: урок-игра, нестандартные формы урока.
Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам материаловедения.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать полученные знания по темам: «Гипс, способы получения, свойства» и «Применение гипсовых вяжущих»;
воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, стремление к достижению к цели, победе.
развивать репродуктивные навыки учащихся: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать:
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, творческие проекты и выставка изделий.
Материалы: презентации, раздаточный материал, строительный гипс
Литература: Смирнов «Материаловедение для отделочников»
Интернет – ресурсы;
Раздаточный материал: индивидуальные задания группам, гипс строительный, емкости, гипсокартон, волма-слой, кисть, тесты.
Ход урока:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и целей урока,
проблемы 5 мин.
3. Основная часть
Деловая игра 35 мин.
6. Задание на дом 2мин
7. Подведение итогов урока 2 мин.
Этапы работы
Содержание этапа
I Организационный момент
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, присутствие всех участников деловой игры
II Сообщение темы и целей, задачи урока.
Преподаватель: Дорогие друзья, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всей серьёзностью примите правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности. Наша деловая игра носит комплексный характер, она позволяет смоделировать не только процедуру защиты проекта, но и побывать в разных ролях экспертов.
Цели нашего урока: защитить публично творческие проекты, сопровождая его презентациями, видеофильмами и практическими изделиями. Оценивание результата по достижению запланированного по объёму и качеству выполненного, по новизне, с оцениванием экологических, экономических, эстетических вопросов применения гипсовых вяжущих. Желаю, чтоб сегодня каждый из вас испытал радость от процесса и результата вашего творческого труда.
Задачи урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета
провести деловую игру,
рефлексия (самооценка обучающимися)
III Ориентировочно-мотивационный этап
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Преподаватель создает проблемную ситуацию:
1.Применение гипса в строительстве?
2.Какие свойства имеют гипсовые изделия?
3.Достоинства и недостатки гипсовых вяжущих?
4.Требования техники безопасности при работе с гипсом?
Преподаватель: выдает поисковым группам план работы и инструкции, определяет время работы – 35 минут на данном этапе.
IV Основная часть урока
Деловая игра
Для работы необходимо распределить обучающихся по творческим группам:
“Историки”, (руководитель Алексеева Лиза);
“Технологи”, (руководитель Браткрайц А);
“Дизайнеры” (руководитель Карабасова Айжана);
Творческая группа
V Закрепление учебного
материала
преподаватель специальных дисциплин
Тестовое задание
Интеллект-карты
VI. Подведение итогов урока
Задание на дом
VI. Подведение итогов урока
Задание на дом:
6.1. Подводятся итоги участия обучающихся на уроке, дается оценка деятельности на уроке;
Как показала практика, хороший результат дало использование игровой технологии проведения урока, которая позволила учащимся получить и освоить большое количество информации, в то же время решить самую главную задачу урока – обобщить и закрепить пройденный материал. Игра изменяет отношения между учащимися и педагогом, так как происходит в менее формальной обстановке, нежели обычный урок, учит сотрудничать, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, проверить себя в различных ситуациях, снимает психологическое напряжение и страх перед неизвестностью. Уроки такого типа позволяют обсуждать полученные результаты всей группой, сами учащиеся находят друг у друга ошибки, сами же оценивают работу своих товарищей. Деловая игра характеризуется выделением ролей и распределением их среди обучаемых, взаимодействием участников в соответствии с порученными ролями. В игре нет пассивных ролей и наблюдателей, все участники активные, самостоятельные, творческие личности.
Преподаватель:
6.2. Каждому обучающемуся составить кроссворд на тему: Органические и неорганические вяжущие материалы
Инструкция для групп
Творческая группа
Руководитель: Браткрайц Михаил
1.Задание: сделать сообщение по гипсовым изделиям и по их выполнению;
рассказать о видах форм для гипсовых изделий;
Формы для гипсовых отливок
Чаще всего применяют готовые силиконовые формы, но можно для гипсовых молдингов или орнаментов, сдедать формы самим: сначала лепят из глины на доске оригинал орнамента и заливают его гипсом по частям с таким расчетом, чтобы каждую часть формы легко было снять с отливки. Форму покрывают внутри спиртовым лаком, а перед отливкой смазывают смесью мыльной воды с растительным маслом и, сложив вместе ее части, связывают веревками или железными обручами, а затем заливают форму гипсовым раствором;
Также применяют деревянные формы, их покрывают олифой и мыльной эмульсией, затем заливают гипсом,
2.Задание: После выполнения сообщения, этой группе учащихся предлагается составить интеллект-карту с ключевым словом гипс.
1. Выполните интеллект-карту на листе бумаги;
2. В работе применяйте цветные карандаши, фломастеры
Оборудование: учебники.
Инструкция для групп
Группа “Историки”
Руководитель: Алексеева Лиза
1.Задание: подобрать материал и подготовить сообщения по вопросам
изучите учебный материал по истории применения гипса
История применения гипса (Алексеева Лиза)
Виды и обжиг гипса (Чурюмова Ирина)
Оборудование: литература, Интернет, обучающая компьютерная программа, презентация, гипсовые камни.
2.Задание: После выполнения сообщения, этой группе учащихся предлагается ответить на тестовые задания.
1. Выполните тест на листе бумаги;
2. Руководитель с помощью эталонов ответа проверяет тесты группы;
3.Выполните сравнительную характеристику гипсового камня: цвет, структура, плотность, вес, качество на ощупь.
Оборудование: индивидуальные тесты, эталоны ответов, камни, учебники.
Инструкция для группы
Группа “Дизайнеры”
Руководитель: Карабасова Айжана
Задание1:
1.Представить мастер-класс по изготовлению листьев по прямой отливке;
2.Выполнить гипсовое изделие в силиконовой форме;
3.Рассказать технику безопасности;
4.Рассчитать стоимость одного изделия;
Расчет затрат.
1. Формы 10 руб. за 1шт.
2. Гипс 13 руб. за 1кг.
3. Краски и кисть 35 руб.
4. Прочее _________
Итого: _________ руб.
Техника Безопасности
При изготовлении поделок из гипса необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1. Не допускать попадания сухого гипса в глаза. При попадании промыть большим количеством воды;
2. Не допускать попадания гипсовой пыли в дыхательные пути;
3. При работе с гипсовым раствором защищать руки резиновыми перчатками;
4. Соблюдать аккуратность при работе с острыми предметами (ножом, проволокой и т. п.);
5. После работы убрать свое рабочее место и промыть инструмент.
Инструкция для группы
Группа “Технологи”
Руководитель: Браткрайц Александр
1.Задание: Выполните сгибание листа гипсокартона, используя инструкцию. 1 способ.
1.Самый распространённый и самый эффективный способ это намочить лист с одной стороны водой. Поскольку гипс пористый материал он очень хорошо и быстро впитывает в себя влагу и становится мягким, а при высыхании гипсу возвращается его прочность и при этом он остаётся в заданной изогнутой форме.
2.Для этого надо при помощи кисточки или валика несколько раз промочить лист чистой водой комнатной температуры и немного подождать (5-15 мин.) пока он не промокнет.
3.Затем осторожно начинать сгибать. Такой способ применим только в ситуации если радиус изгиба большой, потому что при сгибании на маленький радиус он поломается.
2.Задание: Выполните теоретическое задание: изучив мини-кейсы, ответьте на вопросы кейса.
Выполните мини – кейсы:
а) На стройку привезли гипс в мешках и оставили его на улице. Можно хранить так гипс?
б) На стройке имеются поташ, хлорид натрия, аммиачная вода, медный купорос, нитрит натрия. Какими из них нужно воспользоваться для снижения температуры замерзания строительного раствора?
в) На складе имеются плиты из известняка и искусственного мрамора. Какие из них нужно выбрать для облицовки помещения, в которых производятся работы с кислотами?
г) Правильно поступил учащийся, который для того, чтобы олифа, нанесенная на поверхность высохла быстрее, направил на нее включенный вентилятор?
д) Во время ремонта детского сада стены игровой комнаты были покрашены в красный цвет. Можно использовать этот цвет для отделки детских помещений?
Тест
по предмету «Материаловедение».
1.Вставьте пропущенные слова в предложение:
а)__________ - раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях, образующий после высыхания твердую прозрачную однородную пленку.
б)__________- сернокальциевая соль с двумя молекулами химически связанной воды (CaSО4 2Н2О), которая может быть частью, или целиком, удалена нагреванием.
2. Вставьте пропущенные слова:
Строение материала характеризует его структурой и _____________.
3.Расположите ниже перечисленные материалы по возрастанию степени огнестойкости:
а) полимеры
б) асфальтобетон
в) кирпич
г) древесина
д) бетон
е) фибролит
4. Ответьте на вопрос:
Каков размер ячеек сетки № 063?
5. Ответьте на вопрос:
Прочность какого вяжущего вещества при повышенных температурах увеличивается?
6. Вставьте пропущенные слова и цифры:
а) Шпатлевки наносят на поверхность _____________ толщиной ______.
б) _________ - группа материалов, процесс высыхания которых заключается в улетучивании растворителя, вследствие чего на поверхности образуется пленка.
в) Полы в здании можно выполнить из ______________.
7. Вставьте пропущенные слова:
Различают следующие виды обшивочных изделий: гипсовые обшивочные листы (сухая штукатурка), . листы, древесно-волокнистые плиты, декоративный слоистый пластик, .. плиты.
Эталоны ответов на итоговые тесты по предмету « Материаловедение».
1. а)- лак;
б)- гипс.
2. маркой.
3. а), г), б), е), в), д).
4. 0,63 мм.
5. глины.
6. а) шпателем 2-3мм;
б) эмали (летуче-смоляные краски);
в) керамической плитки, линолеума.
7. древесно-стружечные плиты, асбесто – цементные.