Внутришкольная система оценки качества образования


Слайд1-2-3
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов деятельности школьников; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.      
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Диагностика результатов личностного развития  может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.), она предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
-       целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
-       самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
-       результаты учебных проектов,
-       результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу. Она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка (решение о переводе на следующую ступень образования) будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика
Становится очевидным, что объектом системы оценки качества образования в ОО общего образования является требование ФГОС общего образования, определенное в планируемых результатах освоения примерной ООП соответствующего уровня образования и конкретизируемое каждым ОУ при разработке своих ООП.Для реализации данных целей, прежде всего, необходимо изменить инструментарий – формы и методы оценки. Системой, которая содержит в себе совокупность способов, средств и организационных структур, субъектов и объектов контроля, процедур, критериев и показателей для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства и является
Слайд 4-5-6-7
Внутришкольная система оценки качества образования - ВСОКО. Федеральный закон РФ
«Об образовании в Российской Федерации» Ст.28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:
- разработка и реализация ВСОКО;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП.
Слайды 8-9-10
Принципы ВСОКО в ОО
- объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учет индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания
- открытость, прозрачность процедур оценки качества образования
- преемственность в образовательной политике, интеграция в общероссийскую систему оценки качества образования
- доступность информации о состоянии и качестве образования для реальных потребителей
- рефлексивность, реализуемая через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели
- повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования
- инструментальность и технологичность используемых показателей
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления
- сопоставимость системы показателя с региональным аналогом
- взаимное дополнение оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости
- соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ОО.
Слайды 11-12-13
В целях четкого функционирования ВСОКО необходимо разработать ее нормативно-правовую базу.
Очень важным при формировании локального нормативного поля по данному вопросу является четкое понимание, что данные локальные нормативные акты в обязательном порядке должны коррелировать с содержанием и подходами, зафиксированными и реализуемыми в ООП (по уровням) – в разделе программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»
- Положение о ВСОКО (п.13 ч.3, ч.7 ст.28 Закона №273-ФЗ, ФГОС ОО)
- Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО (п.11 ч.3 ст.28 Закона №273-ФЗ, ФГОС ОО)
- Положение о портфеле/портфолио достижений обучающихся ОО Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО (ч.3 ст.17, п.10 ч.3 ст.34, ч.1 ст.58 Закона №273-ФЗ; п.19.34 Приложения к Рек. Письму № ИР-170/17, ФГОС ОО)- Положение о порядке и форме проведения итоговой аттестации в ОО (ст.59 Закона №273-ФЗ; п.19.34 Приложения к Рек. Письму № ИР-170/17, ФГОС ОО)- Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в ОО (ч.1, п.1 ч.3 ст.28 Закона №273-ФЗ)
- Положение о ВШК в ОО (ч.1, п.1 ч.3 ст.28 Закона №273-ФЗ)
- Порядок и проведения самообследования в ОО (п.п.3, 13 ч.3 ст.28, п.3 ч.2 ст.29 Закона №273-ФЗ)
Слайд 14
Основные направления оценочной деятельности
- урочная деятельность, где критериальной базой оценивания выступают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, содержащие в рабочих программах по учебным предметам (курсам);
- внеурочная деятельность, в организации которой используются рабочие программы курсов внеурочной деятельности, содержащие личностные и метапредметные результаты;
деятельность по реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, в которой содержится перечень планируемых результатов воспитания (формируемых ценностных ориентаций, моделей поведения, коммуникативных умений, опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром и других);
- деятельность по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая включает в себя критерии, показатели, методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов;
- деятельность в рамках действующей программы коррекционной работы, содержащей планируемые результаты, связанные с возможностью освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации.
Часть 2 Формирующее, критериальное и рефлексивное оценивание урочной деятельности.
Слайд 15
Наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении,является формирующие оценивания , цель которого максимально усилить включенность учеников в учебную активность , во все учебные работы.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Слайд 16
Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Слайд 17
Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики
- глубже погружаются в материал
- развивают навыки самооценивания.
- Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся
помочь им стать успешными в учёбе. Одни Словом, формирующее оценивание для обучающихся- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Слайд 18
Результатами применения формирующего оценивания является:
- обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
- максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
- формирование оценочной самостоятельности учащихся,
- формирование адекватной самооценки.
Слайд 19
Необходимо только четко разработать алгоритм оценивания.
Алгоритм создания системы формирующего оценивания
- Выявить планируемые результатов
- Организовать деятельность учителя по планированию и достижению субъективно значимых результаты
- Сопровождать достижения учащихся обратной связью
Слайд 20-21
ФГОС: критериальное оценивание
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на «формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения программы» и ориентирован на деятельностные технологии обучения, которые дают ребенку представление об эталоне работы, предоставляя ему возможность научиться адекватно оценивать собственную работу.
Слайд 22
Критериальное оценивание предполагает различные виды:
словесная оценка
письменная оценка
знак внимания
анализ
сравнение
отметка
Слайд 23
А отметка может быть выражена цифрой
буквой
словами
символом
рейтингом
Слайд 24-25-26
Основными параметрами критериального оценивания являются
- Наличие критериев (измеряемые показатели, объединенные в рубрики)
- Уровни оценивания (шкала оценивания измеряемых показателей)
- Дескрипторы (описание достигнутых уровней измеряемых показателейСлайд 26Рубрики показывают, зачем ребенок учится,
критерии показывают, чему он должен научиться,
а дескрипторы показывают, как он это может сделать
Слайд 27
При этом необходимо помнить, что оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;
работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном, который известен учащимся заранее и описан с помощью критериев;
имеется четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
оценивание осуществляется несколькими педагогами (стандартизация оценивания)
Слайд 28
Все вышеперечисленное позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса
- избежать субъективизма при оценивании
- Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании
- Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания- Повышает значимость контрольных работ
- Легко адаптируется под любую шкалу оценивания
Слайд 29
Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться
Слайд 30-32
Рефлексивное оценивание
В стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому мы должны научить обучающихся давать оценку деятельности по ее результатам, делать выводы.
А на этапе рефлексивного оценивания учитель уже в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно - ориентированном обучении. Поэтому целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности!
Рефлексивное оценивание способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке:
1.Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2.Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.
3.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивное оценивание может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года.
При выборе того или иного вида рефлексивного оценивания нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Слайд 33
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
Рефлексия (самооценка) настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. Либо «Светофор» - жетоны красного, жёлтого и зелёного цвета.
2. Использование различных изображений:
«Дерево». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. При целеполагании использую этот приём «Дерево» следующим образом, предлагаю написать на белой стороне листочка цель, которую ставит обучающийся для себя на уроке и прикрепить этот листок к дереву на доске магнитом. В конце урока, если достигнута цель, обучающиеся переворачивают листок зелёным цветом вверх и «Дерево» зеленеет.
3. «Метеокарта настроения» - если хорошее настроение рисуем на полях тетради напротив числа и записи «Классная работа» солнышко; если грустно, то тучку, а может появиться и молния!
Рефлексия деятельности
1.Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я сумел…»;
«Было трудно…»;
«Я понял, что…»;
«Я научился…» и т.п.
2.Анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно предложить обучающимся устно аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
4.Упражнение «Плюс – минус – интересно».
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу со знаком «+» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
5. «Синквейн».
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
6.Индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке
Вывод
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. ничего не понял
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял тему урока
7.«Волшебный сундучок»
Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный сундучок все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
8.В завершение урока часто провожу и такую рефлексивную оценку:
- Поставьте в конце записей сегодняшнего урока на полях восклицательный знак, если вы себя похвалили себя за урок, знак вопроса – если у вас осталось много вопросов, и т.д.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:
1.Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
3.Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Роль таких вопросов на стадии рефлексии нельзя недооценивать: ученик раскрепощается, учится высказывать свои мысли, что способствует развитию речи. Конечно, каждый ученик высказаться не успеет, но давать детям возможность оценивать свою деятельность необходимо.
9. «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из Рефлексивного экрана который сначала я располагала на доске, а потом оформила каждому обучающемуся на карточке в рабочую тетрадь:
1.сегодня я узнал…
2.было интересно…
3.было трудно…
4.я выполнял задания…
5.я понял, что…
6.теперь я могу…
7.я почувствовал, что…
8.я приобрел…
9.я научился…
10.у меня получилось …
11.я смог…
12.я попробую…
13.меня удивило…
14.урок дал мне для жизни…
15.мне захотелось…
Уже в 6 классе ребята выполняют эту работу без опоры на Рефлексивный экран.
10.Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на полях рабочей тетради условно отмечать свои ответы:
«У» синего цвета - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«У» зелёного цвета - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«Я» синего цвета - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«Я» зелёного цвета - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, обучающиеся уже в конце учебного года 5 класса, смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
11.Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов рефлексивного оценивания «Давайте говорить друг другу комплименты» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
12.В конце каждой четверти мы пишем с обучающимися большую рефлексивную работу по итогам работы за четверть. Обучающиеся вначале пользовались карточкой «Блиц опрос респондента»:
1.
1.Какие темы ты изучил? Какие параграфы показались сложными? Какие новые термины узнал?
2.Как ты оцениваешь свою работу на уроках? Был ли ты активным? За что ты себя можешь похвалить? А что тебе не понравилось в твоей работе? Расскажи, как ты готовился к занятиям? Кто помогал тебе выполнять домашнее задание?
3.Какие тексты упражнений тебе понравились? Какие разборы ты умеешь делать на «отлично»? Понравились ли тебе тексты диктантов или изложений? Чем? Были ли интересные темы сочинений или творческих работ?
4.Кто из ребят тебе помогал? За кого ты особенно рад? Кому нужна помощь? Ты сможешь ему помочь?
5.Какие планы у тебя на следующую четверть? Как ты будешь их реализовывать?
Рефлексия содержания учебного материала
Дерево целей
- Лесенка
- Пятерочка
- Мишень
Слайд 34
Формы рефлексивного оценивания - индивидуальная и групповая
Слайд 35
Различными могут быть и способы обучения рефлексии
- Устное обсуждение.
- Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.
- Письменное анкетирование.
Слайд 36
И все это подчинено следующим целям
- выявить уровень трудности, эмоционального отношения к заданию; самооценки детей; причин для преодоления имеющихся трудностей;
- развить оценочную деятельность одноклассников; умение оценивать по критериям;
- научить детей выделять детьми критерии оценки;
Слайд 27-38-39
Учителю необходимо помнить, что рефлексивная деятельность – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае обучающийся будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из этих умений имеет свой критерий оценивания. Содержательное оценивание непрерывно связано с умением контролировать.
Человек так устроен, что с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Если мы научим своих учеников рефлексивному оцениванию, то путь от первых трудностей до первых успехов станет для них намного короче.
Слайд 40
В заключение хотелось бы сказать, что внутренняя и внешняя оценка качества знаний обучающихся – это единый процесс, направленный на качественное обучение детей. Грамотно организованная, систематизированная, опирающаяся на действенный инструментарий ВОСКО в ОО – залог высокого качества внешней оценки качества образования и итоговой аттестации выпускников.