«Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»



Образование – это индустрия,
направленная в будущее. С.П. Капица
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. В информационном обществе особую роль играет процесс трансформации информации в знание.
  Понятие «самообразование» педагогический словарь определяет: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».
Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться. А.С. Макаренко
  В нашей стране образ педагога всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование во главе угла и сегодня. Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы учить и воспитывать других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников - воспитанников перед ним сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. В условиях санатория, когда длительность смены всего 21 день, а дети приезжают неоднократно, самообразование, творческий подход и инновации имеют особое значение.
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.
Герберт Спенсер
Основная задача работы педагога по теме самообразования – это систематическое повышение своей профессиональной компетенции.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Работа по теме самообразования призвана содействовать и создавать условия самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации .
Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…  К.И. Чуковский
При отборе содержания самообразования учитывается уровень квалификации педагога; объективные профессиональные потребности, его личные интересы; специфика образовательного учреждения , в котором работает педагог, этап его развития. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины разнообразны, но заставить «творить» нельзя.
Где это только возможно, обучение должно стать переживанием.
Альберт Эйнштейн
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
ежедневный поиск и анализ новой информации,
желание совершенствовать свое педагогическое мастерство и творчески реализовываться;
стремительный рост современной науки, изменения в жизни общества;
конкуренция, общественное мнение;
соответствие требованиям и материальное стимулирование;
личный интерес.
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Дьердь Пойа
В системе подготовки и самоподготовки педагога также важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
Иоганн Генрих Песталоцци
Составляющие процесса самообразования:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения;
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;
Повышать уровень своей эрудиции правовой и общей
культуры.
Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью. Л.Н. Толстой
Интернет ресурсы: http//wwwpedsovet.su //wwwproshkolu.ru //openclass.ru //1sehtember.ru
//moi –universitet.ru
//infourok.ru, multiurok.ru…
Журналы: «Народное образование», «Вестник образования», «Воспитание школьника», «Педагогическая мастерская», эл. версии журналов…
Литература: Мухина «Возрастная психология», Януш Корчак «Как любить ребенка» …
Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер Виды деятельности,
способствующие профессиональному росту педагога:
Чтение конкретных педагогических изданий,
Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий и занятий коллег;
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Формы организации самообразования педагога:
специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в ИПК,
с использованием дистанционных технологий;
групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (выступления с докладами и сообщениями, ежегодные отчеты, посещение и анализ мероприятий коллег, тематические мероприятия в рамках морской игры и метод. недели, в отделении);
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений;
индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Функциональный план самообразовательной деятельности педагога может быть представлен разными функциями:
1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности;2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия;3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств;4) методическая – преодоление профессиональной узости;5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение и осуществление творческой самореализации;6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии педагога и в целом образовательного учреждения.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. А. Дистервег Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития педагога как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.
Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности воспитателя, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.
Алгоритм  работы над темой самообразования:
- подбор темы;
- определение целей  и задач.
Дата начала работы над темой.
Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой.
Подбор источников самообразования.
Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне.
Алгоритм составления плана по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы. В плане указываются:
название темы,
цели,
задачи,
предполагаемый результат,
этапы работы,
сроки выполнения каждого этапа,
действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой,
способ демонстрации результата проделанной работы,
форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой - отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Если человек не знает к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным. Луций Анней Сенека
Делопроизводство по теме
Перспективный план работы по теме самообразования.
Текущий план работы по теме самообразования.
Список изученной литературы по теме самообразования.
Ежегодный отчёт по теме самообразования.
Итоговый отчёт по теме самообразования.
Результат самообразования (на некотором этапе):
Повышение качества педагогической работы (указать показатели по которым будет определяться эффективность и качество);
Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы и т. д. Доклады, выступления;
Разработка новых форм, методов и приёмов;
Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ;
Разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
В заключение хочу сказать, в век высоких технологий, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем эффект от его работы больше. Но все же главное – это желание педагога работать над собой, дерзать и творить, учиться, экспериментировать и делиться опытом, приобретенным в процессе самообразования.
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель К.Д. Ушинский
Примерный образец оформления плана самообразования
Тема:
Дата начала работы над темой
Предполагаемая дата окончания работы над темой
Цель:
Задачи:
Этапы Содержание работы Сроки Форма предоставления результатов
1. Подготовительный 1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта. 2. Прогностический 1. Определение цели и задач
работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов. 3. Практический 1.Внедрение передового педагогического опыта;
системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы. 4. Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов
работы по теме.
3. Представление материалов. Литература:
1. Великжанина С.В. Папка педагога по самообразованию. [Электронный ресурс]. URL:http://www.doc4web.ru>pedagogika...po-samoobrazovaniyu
2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии. — Минск : Сэр-Вит, 2010.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
4.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М., 2008.
6. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
7. Электронный педагогический словарь.