Методическая разработка Музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей обучающихся на занятиях по хореографии
Муниципальное
автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Рассмотрена и допущена к реализации
решением Экспертно-методического совета Протокол № 6 от 14 февраля 2017 г. Методическая разработка
«Музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей обучающихся на занятиях по хореографии»
Составитель
Серкина Елена Евгеньевна
концертмейстер
первой квалификационной категории;
Екатеринбург
2017
Музыкальные игры как средство развития музыкальных и творческих способностей обучающихся на занятиях по хореографии. Методическая разработка. / Составитель Е.Е.Серкина.- Екатеринбург; МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», 2017, 17 с.
Данная методическая разработка рекомендована для концертмейстеров и педагогов дополнительного образования, реализующих программы по хореографии. Содержит подборку игр, развивающих музыкальность, ритмичность, эмоциональность детей в процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, а также комментарии к действиям педагога при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при выполнении данных игр, рекомендации по подборке музыкального сопровождения.
Введение
Музыкальные способности – по определению Б.М.Теплова «комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность». Музыкальность включает в себя следующие музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, музыкальное мышление, чувство ритма, координацию. Развитие музыкальности является важным при обучении музыке или танцам, эффективным средством формирования эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, в процессе формирования музыкального слуха происходит становление интеллектуальной сферы (так как для восприятия музыки необходима оценочная деятельность, предполагающая аналитические операции), формируется познавательная сфера; развиваются воображение, фантазия, концентрация внимания, которые активизируют творческий потенциал личности, развивают эвристические способности ребенка. Не случайно, многие великие ученые имели прекрасную музыкальную подготовку, например, А.П. Бородин, Д. И. Менделеев, А. Эйнштейн, и все они были убеждены, что музыка помогала им в работе! Музыкальная деятельность способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру, а также формирует его духовную культуру.
Ведущей деятельностью детей 4-7 лет является игровая деятельность, поэтому именно игра является наиболее адекватной формой при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для развития чувства ритма, темпа, координации движений. Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач. Дети очень любят выдумывать. Для того чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей. Игра, как метод, способствует тому, чтобы дети занимались с удовольствием и уходили с занятия в приподнятом настроении и ждали с новой встречи с танцем и музыкой.
Чем правильнее и качественнее осуществлена педагогом подборка игр, а концертмейстером - музыкального сопровождения, тем лучше получается результат детей. Немаловажное значение имеет то, насколько грамотно будет подобрано и выразительно исполнено концертмейстером музыкальное сопровождение. Именно концертмейстер, исполняя музыку, доносит ее содержание до обучающихся. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Цель методической разработки: предложить концертмейстерам и педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы по хореографии, комплекс игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Танцевальные игры
Игра «Вперёд четыре шага…».
Возрастная категория: данная игра подходит для самых маленьких (4-5 лет) обучающихся, не требует особой подготовки, поэтому может быть включена в первое занятие.
Направлена на развитие координации движений.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети повторяют за педагогом слова и действия сначала в медленном, затем в среднем, а потом в быстром темпе. Начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.
Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.
Музыкальное сопровождение: можно выполнять и без музыкального сопровождения, это не отвлекает детей от выполнения и проговора своих действий.
Игра «Эхо».
Возрастная категория: 5-7-лет
Направлена на развитие чувства ритма.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети повторяют за педагогом прохлопанный в ладоши ритм. Игра не требует музыкального сопровождения. Когда дети осваивают игру, концертмейстер может проигрывать музыкальный ритм на инструменте.
Игра «Встаньте в круг по ...».
Возрастная категория: 4-7-лет.
Направлена на развитие координации движений, умение объединяться в группы по несколько человек.
Количество игроков: не меньше 8 человек.
Содержание игры и особенности выполнения:
Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку ведущего или при остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт ведущий. Продолжить танцевать, но уже в новом составе.
Музыкальное сопровождение: Проигрывается музыка (марш, полька, вальс и д.т.). Дети подбирают и исполняют соответствующие движения.
Данная игра помогает детям чувствовать и подбирать движения в соответствии с музыкальным жанром (галоп, подскоки, прыжки и т.д.).
Игра «Запрещённое движение».
Возрастная категория: 5-7-лет
Направлена на развитие внимания.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети встают в круг танцевать. Педагог сообщает, о том, что будет показывать под музыку цепочку движений, которые ребятам необходимо повторять. Одно из движений педагога является запрещённым и его повторять не нужно. Выбывает из игры тот, кто повторит запрещённое движение. Вести игру может тот из детей, кто придумает свою цепочку движений.
Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».
5. Игра «Если весело живётся, делай так».
Возрастная категория: 5-7-лет.
Направлена на развитие творческих способностей.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые. Когда дети освоят игру, ведущим может быть ребенок.
Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).
Музыкальное сопровождение: любое музыкальное произведение на 4/4, начинающееся из-за такта.
6. Игра «Танец встреч и расставаний».
Возрастная категория: 5-7-лет
Направлена на развитие умения в паре использовать знакомые танцевальные движения.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем круге, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится концертмейстер), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но — снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?
Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я». Подойдет любая веселая музыка, лучше не хороводная.
7. Игра «Веселый поезд».
Возрастная категория: 5-7-лет.
Направлена на развитие координации движений.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Педагог впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий).
Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Полянка».
8. Игра «Танцевальная фигура замри».
Возрастная категория: 4-7 лет.
Направлена на развитие творческих способностей.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Ведущий произносит слова:
Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся, кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.
Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.
Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Как под горкой под горой»
9. Игр «Кот и мыши».
Возрастная категория: 4-7 лет.
Направлена на развитие воображения и артистизма.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Перед игрой идет словесная заставка. «Жил старый в одном доме ( ленивый, ворчливый и т.д. — вариант зависит от фантазии педагога) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие мышки, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда ловил мышек. Под музыку дети изображают то кота, то мышей. Задания педагог может усложнять. Например, кот проснулся, мышки выходят во двор и превращаются в разных зверей и насекомых: птички во дворе, зайки в лесу, бабочки и волки. Красивые бабочки, подлетают к коту и заставляют его танцевать с собой, а могут превратиться в волка и напугать кота.
Музыкальное сопровождение: Для игры подбирается музыка, помогающая детям передать заданный образ (полька, вальс, плясовая и т.д.).
10. Игра «Ласточки, воробьи и петухи».
Возрастная категория: 4-7 лет.
Направлена на развитие умения передавать образ в соответствии с характером музыки.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.
Педагог дает инструкцию детям: Ласточки — «летают», дети быстро бегают на носочках и машут крыльями;
Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу; Петухи — важно прохаживаются по залу, крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать!), какая музыка, какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру. Концертмейстер по своему усмотрению меняет музыкальное сопровождение, дети должны услышать смену музыки и перестроиться на другой образ.
Музыкальное сопровождение: Для игры подбирается музыка, помогающая детям передать заданный образ (полька, вальс, плясовая и т.д.).
11. Игра «Подснежник расцветает».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие умения передавать образ, настроение, характер музыки, импровизировать.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Педагог инструктирует детей: Под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок (подснежник). Предложить ребенку встать на свободное место и присесть на корточки (цветок «прячется под снегом»), а затем показать движениями, как он «вырастает, распрямляя стебелек», как «тянется листочками к солнцу», как «качается на ветру». Затем ребенок (если требуется, то вместе с педагогом) выполняет выразительные движения последовательно (без музыки), затем добавляется музыка.
Можно организовать и провести небольшой концерт, исполняя этюд с музыкой. При этом роли педагога и детей по очереди меняются: ребенок выполняет роль то артиста, то зрителя.
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский. Цикл «Времена года», «Апрель», 1-я часть.
12. Игра «Цветочки».
Возрастная категория: 4-7 лет.
Направлена на развитие умения передавать образ, настроение, характер музыки, импровизировать.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Педагог рассказывает историю, а дети должны ее изобразить в танце. Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. На цветок иногда дует ветерок, и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной.
Музыкальное сопровождение: Можно использовать фрагменты из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
13. Игра «Жучок-паучок».
Возрастная категория: 4-5 лет.
Направлена на развитие умения использовать знакомые танцевальные движения.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит «жучок». Идем по кругу со словами:
- Жучок-паучок тоненькие ножки, красные сапожки, мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили (подходят в центр поднимают жучка) танцевать заставили, танцуй, как можешь, выбирай, кого захочешь!
Жучок отвечает:
- Я люблю, конечно. всех но….больше всех! - называет имя ребенка и выводит в центр, затем под музыку они танцуют, а все остальные хлопают в ладошки! Потом в центре остается тот, кого выбрали и игра продолжается.
Музыкальное сопровождение: Ф.Шуберт «Музыкальный момент»
14. Игра «Магазин игрушек».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие умения импровизировать.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Один ребенок - покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой они будут. На вступлении они замирают, покупатель обходит каждую игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться, в конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом становится покупателем.
Музыкальное сопровождение каждый раз меняется. Вот уж где можно убедиться, что детская фантазия безгранична! Даже самые «зажатые» дети придумывают очень интересные образы и движения.
Для игры подбирается музыка, помогающая детям передать образ (полька, вальс, плясовая и т.д.).
15. Игра «Доведи меня и не потеряй».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие умения помогать и внимательно относиться к партнеру, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков: парное.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку, старается перевести на другую сторону зала, при этом не столкнувшись ни с какой другой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру.
Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Во поле берёзонька стояла».
16. Игра «Рыбки».
Возрастная категория: 4-5 лет.
Направлена на развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Под музыку мы «плаваем» как рыбки, музыка останавливается, рыбки «приплывают» на свои места. Дети «плавают» тихонько и молчат, т.к. рыбки не разговаривают. Игра помогает детям успокоиться. Перед началом игры заранее определяется место, куда должна возвращаться рыбка, когда музыка останавливается.
Музыкальное сопровождение: К.Сенс-Санс «Аквариум» из цикла «Карнавал животных».
17. Игра «Цветочек».
Возрастная категория: 4-7 лет.
Направлена на разучивание первого «пордебра» даже с малышами. Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Педагог рассказывает: «В глубине земли спала себе маленькая Луковичка (то есть, подготовительное положение - руки внизу). Всю зиму она проспала, а когда пришла весна, теплое солнышко потянуло Луковичку за макушку и…(руки плавно поднимаются в 1-позицию) появился зелененький Росток на поверхности земли. Солнышко грело все сильнее, теплый дождик поливал Росточек (руки плавно идут в 3 позицию) и у Росточка появился Бутончик (проверяем постановку кистей рук в 3 позиции, которая в идеале очень близка понятию цветочного бутона). Солнышко поцеловало Бутончик в макушечку, и он распустился! (Руки плавно раскрываются и доходят половину пути до 2 позиции, напоминая распускающийся цветок тюльпана). Но наступило лето, лепестки тюльпана плавно упали на землю (а у нас 2 позиция рук параллельно поверхности пола). Тут наша Луковичка вздохнула (ладошки плавно поворачиваются во 2 позиции вниз), и уснула в земле до следующего лета (тут у нас построение подготовительного положения)».
Музыкальное сопровождение: А.Джойс. Вальс «Осенний сон» (любой медленный вальс).
18. Игра «Сад».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие умения объединяться в группы, импровизировать, передавать образ.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Каждому ребенку предлагается свое собственное задание — станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа (пчела, ромашка, яблоня, розовый куст, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, куст сирени, воробей, ласточка, тучка и т.д.). Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) дети могут объединяться по несколько человек.
После этого танца предложить детям усложнить задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.
Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так – до последнего участника.
Музыкальное сопровождение: М.Глинка «Полька»
19. Игра « Танец природы.
Возрастная категория: 6-7 лет.
Направлена на развитие творческих способностей.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании — группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему (к примеру – танец восхода солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан). После того, как каждая группа придумает свой танец, можно устроить общий просмотр. Все садятся в одной части зала как зрители, а каждая команда по очереди показывает свой танец.
Музыкальное сопровождение: Для игры подбирается музыка, помогающая детям передать образ (полька, вальс, плясовая и т.д.).
20. Игра «Ручеек».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие развитие координации движений.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети берутся за руки, можно встать по кругу, можно в линию. Задача каждого человека - повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимает руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так – до самого последнего человека в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений. Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущим становится следующий за ним.
Музыкальное сопровождение: А .Жилинский «Полька»
21.Игра «Птица в клетке».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие творческих способностей, умение использовать знакомые танцевальные движения.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Все дети берутся за руки и образуют круг — «клетку». Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки – не помешать Птице вырваться из клетки, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!
Музыкальное сопровождение: С.Рахманинов «Итальянская полька»
22. Игра « Зеркало».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие творческих способностей, умение работать в паре.
Количество игроков: парное.
Содержание игры и особенности выполнения:
Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача – точно отражать все движения партнера. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить – кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.
Музыкальное сопровождение: А.Глазунов «Вальс».
23. Игра «Кто такой я?».
Возрастная категория: 5-7 лет.
Направлена на развитие творческих способностей.
Количество игроков: любое.
Содержание игры и особенности выполнения:
Ведущий игры предварительно готовит для всех ряд карточек с простыми понятиями. (К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т.д.).
Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача – станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы «изнутри». Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!
Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать – кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.
Музыкальное сопровождение: Для игры подбирается музыка, помогающая детям передать заданный образ (полька, вальс, плясовая и т.д.).
Список литературы
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Из опыта работы музыкального руководителя. Москва «Просвещение», 1982. 96 с.
Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. Режим доступа: twirpx.com>file/1977979/. (Дата обращения (15.09.2016).
Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Методическое пособие. Екатеринбург, 2002. 61 с.
Куприна Н.Г. Практикум по дисциплине «Педагогика народного творчества». Методическое пособие для студентов педагогических вузов. Екатеринбург, 2015. 111 с.
Музыкальный энциклопедический словарь. Режим доступа: dik.academin/ru-dic.nsf/ruwiki/1969710/. (Дата обращения 10.09.2016).
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников//Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Аркти, Москва, 2000. С.6-22
Першина С.А. Танцевальные игры на занятиях хореографией. Режимдоступа:http.//www/nsportal.rul/shkola/raznoe/library/2012/09/02/ (Дата обращения 25.08.2016).
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Психология музыки и музыкальных способностей. Режим доступа: www/koob/pro/teplov/ (Дата обращения 10.09.2016).