На тему: Формирование здорового образа жизни, как одна из составляющих гражданского воспитания

Формирование здорового образа жизни, как одна из составляющих гражданского воспитания.
Психологические аспекты развития личности школьника.

                             И как гласит народная мудрость: «Здоровье - это еще не все что нужно человеку, но все без здоровья –ничто...».

В качестве приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинуты всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся мы, можем выделить:
резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
обострение экологических проблем;
интенсификация учебного процесса;
несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья;
массовое распространение среди подростков вредных привычек;
отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.
Необходимость организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и реализации основной цели -повышении качества образования.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:
использование эффективных методов обучения;
реальная разгрузка содержания общего образования;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по 10 основным параметрам:

1. Материально-технические условия:
соответствие здания и оборудования требованиям, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.;
требования к освещенности классных помещений;
организация занятий (в одну/две смены);
спортивный зал (спортивный инвентарь), спортивная площадка;
школьная столовая;
соответствие школьного здания и школьной территории требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение:
Врач, медсестра, психолог, логопед, стоматолог.

3. Медицинское обслуживание:
медицинский кабинет,
стоматологический кабинет;
профилактические осмотры;
картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению; профилактика острых заболеваний; профилактика близорукости; коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. Двигательная активность и физическое развитие детей:
динамические паузы;
спортивные секции (охват учащихся);
занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;
массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

5. Организация питания:
приготовление горячей пищи;
буфетная продукция;
сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).

6. Учебные нагрузки:
расписание;
продолжительность уроков;
продолжительность перемен;
продолжительность учебной недели;
дозировка домашних заданий.




7. Обучение здоровому образу жизни:
Беседы, факультативы для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.

8. Превентивные меры:
запрет употребления спиртных напитков и курения;
запрет употребления и распространения наркотических веществ;
контроль пропусков уроков;
наличие учащихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних;
профилактика травматизма;
профилактика ДТП.

9. Педагогический коллектив:
профилактические осмотры (1 раз в год);
участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.

10. Взаимоотношения с родителями:
беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;
участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;
индивидуальная работа.


Приоритетными направлениями здоровьесберегаюшей деятельности образовательных учреждений являются:

Учебно-воспитательная работа:
соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;
организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;
создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;
контроль над правильностью использования технических средств обучения;
организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.

Диагностическая работа:
осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);
выяснение роли природно-климатических, биологических (наследственных) и социально-экономических условий и факторов в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;
создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;
осуществление контроля соблюдения норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;
анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.

Профилактическая и коррекционная работа:
формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;
мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);
контроль над техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;
контроль состояния рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;
контроль над недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;
оснащение, необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;
оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;
контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),

Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:
повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса;
научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;
контроль над недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;
разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;
проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;

Информационно-просветительская работа:
использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (выступления по школьному радио, публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);
использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);
осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.

Нам прекрасно известно, что условия обучения ребенка в школе, не всегда идеально  соответствуют возрастным возможностям  организма: Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития.
По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В Матросовском детском домеVIII вида обучается 54воспитанника с особыми образовательными потребностями. У 46 человек из них установлена инвалидность. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с ДЦП, эпилепсией, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается низкий уровень здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников
В своей работе педагоги придерживаются следующих принципов:

1. учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;
2. учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);
3. соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);
5. введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.
4. соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);
По словам профессора Н. К. Смирнова, "здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся". Данные технологии должны удовлетворять основным принципам здоровьесбережения: o непрерывность и преемственность работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии; o комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей; o соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям учащихся; o формирование положительных установок – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки – успех порождает успех.
Особенность психологии воспитанника 8 вида заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложной ситуации. С этой целью проводятся коррекционно–развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста по программе Н.П.Слободяник "Я учусь владеть собой", направленные на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. Дети "преодолевают" возникающие проблемы и "усваивают" приёмы саморегуляции. Помогают в этом различные игры–упражнения. Например, "Мусорное ведро" (дети выбрасывают "тёмные" мысли в ведро), "Я смогу!" (выполняя нелёгкие упражнения, дети убеждаются в необходимости веры в успех), "Мостик дружбы" (дети должны придумать и показать какой-нибудь мостик – это упражнение способствует групповому сплочению). Нравится детям и работа с музыкальными отрывками, когда надо определить настроение мелодий. За основу программы занятий с детьми постарше взята программа О.В.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". По мнению Ольги Владимировны, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной стороны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой – обеспечивает личности возможность непрерывного развития на протяжении всей жизни. Примерный "портрет" психологически здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность, жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру, стрессоустойчивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям среды. [9, 10] Одним словом, это человек, находящийся в гармонии с собой и окружающими. Соответственно можно выделить следующие задачи занятий с детьми: · формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; · развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков; · формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребёнка; · развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. На таких занятиях дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. Постепенно у детей формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки. У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье.
И мы подводим детей к тому, что они должны принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. На занятиях детям нравится играть в такие игры, как "Телефон эмоций" (по принципу традиционной игры "Испорченный телефон" дети передают друг другу эмоции с помощью мимики и жестов), "Корзинка добрых слов" (необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку, которую дети передают друг другу по кругу), "Мешок хороших качеств" (дети заполняют мешочек хорошими качествами человека), "Мне нравится, что ты" (дети передают друг другу мяч, продолжая фразу: "Мне нравится, что ты"), "Спасибо тебе", "Путаница" (дети закрывают глаза, поднимают правую руку и берут руку товарища; потом поднимают левую руку и берут руку другого человека; после этого они открывают глаза; теперь их задача – распутать получившуюся путаницу). На наших занятиях дети учатся принимать участие в групповых дискуссиях и, конечно же, знакомятся с приёмами релаксации – упражнениями на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например, упражнение "Олени" – поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом «бросить». За основу работы со старшеклассниками взята комплексная коррекционно–развивающая программа для подростков "Культура эмоций. [2] Эти занятия со школьниками направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ. В работе используются различные игры и упражнения, которые знакомят подростков с ассертивным поведением (поведением, сочетающим внутреннюю силу и вежливость к окружающим): школьники учатся делать комплименты, поддерживать человека, противостоять негативному и навязчивому влиянию, отказывать, когда это необходимо. Также проводится работа по пропаганде здорового образа жизни. Данные программы рассчитаны на работу с учащимися массовых общеобразовательных школ. Но контингент учащихся коррекционной школы VIII вида отличается от таких детей. Всем нашим детям свойственно снижение познавательных процессов всех уровней. Эти учащиеся не в состоянии воспринимать весь материал, предложенный в данных программах. Поэтому в работе используются их адаптированные варианты. Это подразумевает использование лишь части материала, предложенного авторами программ, и подача его в несколько упрощённом виде. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. У многих детей отмечаются значительные проблемы с письмом и чтением. Поэтому на наших занятиях мы не делаем записи в тетради. Мотивационно–потребностная сфера умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности. У этих детей часто отмечаются нарушения поведения, безынициативность, несамостоятельность. С целью поддержания интереса детей и для повышения эффективности работы в занятия включаются разнообразные виды деятельности. Американские психологи Пол и Гейл Деннисоны разработали методику активизации работы мозга через простые движения тела, которая получила название "Гимнастика мозга". Выполнение этих упражнений помогает снятию стрессовых состояний, улучшает память, внимание и восприятие, формирует позитивное отношение к учебной деятельности, возвращает уверенность в собственных силах. Значительная часть упражнений "Гимнастики мозга" является составляющей частью метода замещающего онтогенеза, предложенного Анной Владимировной Семенович [6]. Таким образом, метод замещающего онтогенеза – это система дыхательных и двигательных техник и упражнений, которая позволяет "включить" своевременно не востребованные мозговые связи, тем самым активизировать развитие высших психических функций. Учащиеся нашей школы с удовольствием выполняют такие упражнения "Гимнастики мозга", как "массаж ушных раковин", "рисование глазами кругов и горизонтальных восьмёрок", "перекрёстные движения".
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2.Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3.Покачивание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Пальчиковая гимнастика.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получится гнездо. Шевелить пальчиками правой руки и проговаривать слова:
Улетела птица – мать
Малышам жучков искать,
Ждут малютки – птицы
Мамины гостинцы.
2.Кончиками пальцев правой руки по очереди касаться с кончиками пальцев левой руки и проговаривать слова:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую.
Психологи рекомендуют проводить такие занятии перед началом урока.Упражнения на реципрокные (разнонаправленные) движения. Это является хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлено на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности
Большой популярностью в школе пользуется музыкотерапия. Особенно такие её формы, как интегративная и рецептивная (пассивная). Дети любят рисовать, работать с бумагой под тихую инструментальную музыку. Это помогает им снять эмоциональное напряжение, расслабиться. Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются: произведения классического барокко, в особенности пьесы, темп которых составляет примерно 60 долей в минуту: "Канон" Пахельбеля, "Маленькая ночная серенада" Моцарта, "Адажио" Альбинони, или африканская трансовая музыка (её темп – 480 ударов в минуту – близок к частоте нормальных альфа–ритмов мозга в состоянии покоя). Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научат их заботиться о себе. У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье.











Дидактический материал по здоровьесбережению
Примерный комплекс упражнений для глаз
Посмотреть строго вверх, перенести взгляд вниз 6-8 раз;
Посмотреть вверх – вправо, затем по диагонали вниз – влево 6-8 раз;
Посмотреть вверх – влево, затем по диагонали вниз – вправо 6-8 раз;
Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый 6-8 раз;
Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двигаться» 6-8 раз
Палец на переносице. Перевести взгляд обеих глаз на переносице и обратно 10-11 раз;
Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно;
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек., повторить 8-10 раз.
Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером
Закрыть глаза, не хмурясь. Вращать глазными яблоками по кругу – влево, вверх, вправо, вниз.
Глазами «рисовать» латинскую букву V; посмотреть вверх влево, вниз, вверх вправо, вниз.
Сильно зажмуриться, открыть глаза.
Тремя пальцами помассировать глазные яблоки (глаза закрыты).
Примерно 30с быстро моргать, затем столько же смотреть не мигая.
Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
Примерный комплекс упражнений при сколиозе
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки:
Стоя – правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.
Стоя - отойти от стены на один два шага сохраняя правильную осанку.
Лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи проверить прямое положение тела. Вернуться в И.П.
Лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было в положении лежа.
Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями с высоким подниманием коленей и т.д.


Упражнения при плоскостопии
Продолжительность занятий 10 мин. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.
Упражнение «каток». Ребенок катает вперед – назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Упражнение «разбойник». Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Упражнение «кораблик». Ребенок, сидя на полу согнутыми коленями и прижимая подошвы ног, друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.
Упражнение «мельница». Ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями описывает ступнями круги в разных направлениях.
Если устала спина
Стоя или сидя, поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха, повторите не менее 10 раз.
Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на нее центр тяжести.
Если устали ноги
Сидя вытяните ноги вперед, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх, затем опустите вниз. Повторите 5 – 7 раз.
Сидя имитируйте ходьбу и прыжки то на носочках, то на пятках.
Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
Если устали руки
Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8 -10 раз.
Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад по 7 -10 раз.
Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот (7 – 10 раз)





Памятка
Если на упаковке вы увидите эти обозначения, знайте:
- вызывают злокачественные опухоли:
Е:103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 142, 152, 210, 211, 213-217,240, 330, 447;

- вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта:
Е: 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466;

- содержат аллергены:
Е: 230, 231, 232, 239, 311-313;

- вызывают болезни печени и почек:
Е: 171-173,320-322.

Жевательная резинка, пастилки, драже вредны при кровоточивости десен, содержат нежелательные вкусовые добавки. Подсластители ухудшают состояние крови, чрезмерное содержание углеводов портит зубы.
Орешки, воздушную кукурузу нельзя есть натощак. Они вызывают раздражение желудка с последующим расстройством стула, рвотой. А пристрастие к орешкам обжаренным в масле с ароматизаторами , ведет к угревой сыпи и болезням поджелудочной железы.
Чипсы, сухарики перенасыщены канцерогенами, консервантами, красителями, содержат избыточное количество соли, синтетических масел, искусственных вкусовых и ароматических добавок. Все вместе ухудшают работу печени, почек, выводит из строя поджелудочную железу.
Сухие супы, бульонные кубики, полуфабрикаты и готовые блюда в вакуумной упаковке всегда содержат нежелательные для организма вещества, консерванты и стабилизаторы вкуса. Прогнозируемые заболевания: желудочные и кишечные расстройства, гастрит аллергические заболевания, кариес, ослабление иммунитета, онкологические заболевания.
Газированные сладкие напитки содержат искусственные красители, ароматизаторы, вещества, вымывающие кальций из эмали зубов. А также фтор, который выводит кальций из организма. От этого кости становятся хрупкими, неправильно развивается скелет ребенка. Появляются боли в суставах и сутулость. Кроме того, полулитровая бутылка сладкой газировки содержит четверть суточной нормы калорий.
Грибы трудно усваиваются даже взрослым организмом. Детям до 12 лет диетологи запрещают их давать вообще. Даже у здоровых детей грибы вызывают несварение желудка, спазмы и колики в животе.
Майонез содержит много консервантов, красителей. Злоупотребление майонезом усиливает головные боли, приступы хронической усталости, нервные расстройства

Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока


Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока


рациональный
недостаточно рациональный
нерациональный

Плотность урока
не менее 60% и не более 75-80%
85-90%
более 90%

Количество видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
не более 10мин.
11-15 мин.
более 15 мин.

Частота чередования различных видов учебной деятельности
смена не позже чем через 7-10 мин.
смена через 11-15 мин.
смена через 15-20 мин.

Количество видов преподавания
не менее 3-х
2
1

Чередования видов преподавания
не позже чем через 10-15 мин.
через 15-20 мин.
не чередуется

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)
2-3
1
нет

Место и длительность применение ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами
с частичным соблюдением гигиенических норм
в произвольной форме

Чередование позы
поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью
отсутствуют

Психологический климат
преобладают положительные эмоции
имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный
преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
не ранее 40 мин.
не менее 35-37 мин.
до 30 мин.


Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека


Факторы
Положительные
Отрицательные

Мироощущение
Цели в жизни
Ясные, позитивные
Отсутствуют или неясные



Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка)
Удовлетворенность, ощущение благополучия
Неудовлетворенность, синдром неудачника



Настрой на долгую здоровую жизнь
Сформирован
Отсутствует



Доминирующее настроение (эмоциональное состояние)
Эмоциональная гармония
Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях



Уровень культуры - общей, духовной, нравственной, физической
Высокий
Низкий

Отношение к здоровью
Менталитет здоровья
Сформирован
Отсутствует



Уровень культуры здоровья, в том числе:
Высокий
Низкий или отсутствует



- осознанность отношения к здоровью;
Сформирована
Отсутствует



- место здоровья в иерархии ценностей
и потребностей;
Приоритетное
Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью



- уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья (валеологическое образование)
Высокий, стремление
к повышению валеологической
образованности
Низкий, отсутствие стремления
к освоению валеологических знаний



Стиль жизни, в том числе:
Здоровый
Нездоровый



- социально полезная активная деятельность;
Любимая работа (учеба), профессионализм
Неудовлетворенность работой (учебой)



- оздоровительная, в том числе физическая активность;
Оптимальная
Отсутствует или недостаточна



- самоконтроль;
Использование интегрального
Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек




метода оценки своего состояния





- профилактика заболеваемости;
Постоянная, эффективная
Неэффективная, необоснованное самолечение



- отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни;
Соблюдение, здоровые привычки
Вредные привычки, нездоровое
поведение



- режим дня, труда и отдыха;
Четкий, рациональный
Беспорядочный



- питание;
Полноценное
Некачественное



- вес;
Нормальный
Избыточный



- профилактические медицинские осмотры
Регулярные
Несвоевременные

Состояние
Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья
Соответствует
Не соответствует



Адаптационные возможности организма
Достаточные
Недостаточные



Наследственность
Неотягощенная
Отягощенная










Заболевания
Отсутствуют
Есть

Условия жизни
Социально-политические
Благоприятные
Неблагоприятные



Экономические (материальные)
Достаточные
Недостаточные



Экологические
Благоприятные
Неблагоприятные



Бытовые, в том числе влияние окружающих:
Благоприятные
Неблагоприятные



- стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту;
Умеренные
Чрезмерные



- отношения в семье;
Здоровые
Проблемные



- воспитание детей;
С установкой на здоровье
Вопреки нормам ЗОЖ



- влияние на детей поведения родителей, педагогов, медработников;
Положительное - примерами соблюдения норм ЗОЖ
Отрицательное - пренебрежением требованиями ЗОЖ



- круг общения (компания);
Приятный, здоровый
Нездоровый или недостаток






общения, одиночество



- общественная оценка личности
и деятельности человека
Положительная, одобрение и поддержка
Негативная, социальная изоляция, отсутствие поддержки


Тайны восточной медицины
Профилактика болезней по восточной медицине считает, что причиной заболеваний служит нарушение нормального обращения воздушно- кровяной энергии по меридианам в организме человека. При этом пункты, где чаще может застревать поток энергии, являются активными точками или точками воздействия. Способствует успокоению недовольства, нервного раздражения, предотвращению старение мозга, а также долголетию.
Катают орех круговыми движениями между ладонями, прижимая его с усилием, катают орех также на тыльной стороне руки , прижимая его ладонью другой руки.
Делают двумя орехами круговые движения в каждой ладони одновременно. (В правой ладони – по часовой стрелке, в левой – против часовой.)

Сохранение душевного спокойствия
Большой палец руки относится к дыхательной системе. Раскрывают ладонь левой руки и слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.(5 раз). При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь.
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем, связанным с сердечно – сосудистой системой. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, делают вдох. (5 раз). Можно с закрытыми глазами.

Снятие усталости
Точки воздействия - на мизинце, который относится к меридиану сердца. Тщательно массируют и раздражают оба мизинца.
Поднимают руки над головой. Сцепляют их друг с другом кончиками пальцев, и тянут попеременно вправо и влево.







Влияние цвета на физическое здоровье

Цвет
Влияние на физическое здоровье

1. Жёлтый
Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.

2. Синий
Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.

3. Зелёный
Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью.

4.Оранжевый
Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.

5.Фиолетовый
Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.

6. Красный
Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.

7. Голубой
Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.


Влияние цвета на психическое здоровье


Цвет
Влияние на психическое здоровье

1. Жёлтый
помогает сосредоточиться
повышает творческую активность.

2. Синий
вызывает чувство покоя
снижает эмоциональное напряжение
располагает к серьезности и строгости в поведении.

3. Зелёный
снимает напряжение
успокаивает.

4. Оранжевый
бодрит
снимает усталость
борется с депрессией.

5. Фиолетовый
способствует возникновению угнетенного состояния.

6. Красный
повышает раздражительность и агрессивность.

7. Голубой
снимает напряжение, успокаивает.


Рекомендуемый дизайн школы

Предмет дизайна
Цвет
Особенности личности

Стены классов и библиотеки
Оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светлоохристый)
дисциплинирует
активизирует умственную деятельность
способствует концентрации внимания

Доска
Темно-зеленый (желтые и оранжевые мелки)
снимает напряжение
успокаивает
привлекает внимание

Спортзал
Оттенки оранжевого
тонизирует
стимулирует активность
согревает

Лестничные проемы
Зелёный
стабилизирует дыхание и сердцебиение

Столовая
Оттенки бежевого и светло-желтого, красно-оранжевые витражи или декоративные панно.
улучшает аппетит
стимулирует работу желудка

Актовый зал
 
снимает напряжение
успокаивает
помогает сосредоточиться
повышает творческую активность













































КОУ РК «Матросовский детский дом»








Формирование здорового образа жизни, как одна из составляющих гражданского воспитания.
Психологические аспекты развития личности школьника.


Подготовила: педагог-психолог Халявкина С.О.












Матросово, 2013г.
Заголовок 115