Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся НПО и СПО по дисциплине информатика и икт


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА –
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Н.В. НАЗАРОВА
ИНФОРМАТИКА
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по
дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов всех специальностей
Красноярск КрИЖТ ИрГУПС
2015
УДК 004
Н 19
Рецензент:
И.И. КОТЕНЕВА, преподаватель информатики КТЖТ КрИЖТ ИрГУПС, преподаватель высшей квалификационной категории.
УДК 004
Н 19
Назарова, Н.В. Информатика : методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов всех специальностей / Н.В. Назарова ; КТЖТ КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск : КрИЖТ ИрГУПС,
2015. – 28 с.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «Математических и общих естественнонаучных дисциплин».
Протокол № 1 от 1 сентября 2014 г. Председатель цикловой комиссии Ананьева А.И.
.
Рекомендовано к изданию методическим советом КТЖТ КрИЖТ ИрГУПС
Печатается в авторской редакции
 Н.В. Назарова, 2015  Красноярский институт
железнодорожного транспорта, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка4
Планирование и выполнение самостоятельной работы.
Требования к результатам выполнения самостоятельной работы5
Список используемой для написания реферата литературы
составляется по следующему правилу: Порядковый номер
литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное
название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата).
Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может
быть указано количество страниц или конкретные страницы.8
Тематика самостоятельной работы студентов, методические
рекомендации по выполнению18
Раздел 1 Информационная деятельность человека18
Раздел 2 Информация и информационные процессы19
Раздел 3 Средства информационных и коммуникативных
технологий21
Раздел 4Технологиисоздания и преобразование
информационных объектов22
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии23
Список использованной литературы25
Приложение 1 Пример индивидуального плана студента26
Приложение 2 Образец оформления титульного листа
реферата27
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика и ИКТ» в соответствии с содержанием рабочей программы указанной дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель организации самостоятельной работы — содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
углубление и систематизация знаний;
постановка и решение познавательных задач;
развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
практическое применение знаний, умений;
развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля его эффективности.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста, планируется студентом самостоятельно. Каждый студент сам определяет режим работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по данной дисциплине. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по личному индивидуальному плану (см. Приложение 1), все материалы хранятся в именной папке студента (портфолио).
По каждому виду самостоятельной работы студент получает информацию о критериях оценки качества выполнения работы. Обязателен контроль результатов самостоятельной работы преподавателем. Он может осуществляться в различных формах при условии обязательного представления обучающимися материалов (продуктов) своей творческой самостоятельной деятельности. В качестве форм и методов контроля используются: защита творческих работ (доклады с презентацией, рефераты), взаимопроверка учебно-творческими группами, самоконтроль.
4
ПЛАНИРОВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:
самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
сбор и изучение информации;
анализ, систематизация и трансформация информации;
отображение информации в необходимой форме;
консультация у преподавателя;
коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
оформление работы;
поиск способа подачи выполненного задания;
представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).
При планировании и выполнении самостоятельной учебной деятельности студентам необходимо руководствоваться следующими
правилами:
1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.
Результат выполнения самостоятельной работы представляется
печатном, электронном или публичном виде. Публичный результат выполненной самостоятельной работы по объему представленной
5
информации может быть оформлен как сообщение, выступление, доклад, реферат, отчет, защита проекта, творческое мини-сочинение и др.
Приведем требования к некоторым из них:
1. Реферат Цель – самостоятельное углубленное изучение материала по
заданной теме.
Критерии оценки – соответствие представленной информации заданной теме, характер и стиль изложения, проведенный анализ, логика и обоснованность выводов, их соответствие теме, правильность оформления. Может быть использована пятибалльная или рейтинговая система оценки.
Реферирование (от лат. referre – докладывать, сообщать) предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений.
Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и обосновать свою позицию.
Источниками информации являются: научная и художественная литература, энциклопедии, словари, газеты, журналы и т.д.
Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата.
При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название учебного заведения, название учебной дисциплины или профессионального модуля, тема реферата, фамилии автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.).
6
Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).
Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.
После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.
Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).
Структура реферата:
Введение
Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.
Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.
Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.
Основная часть
данном разделе должна быть раскрыта тема.
основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается
7
суть проблемы, различные точки зрения на нее, реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.
Заключение
В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.
Список литературы
Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.
Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.
Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.
Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.
Приложение
8
Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.д. Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).
Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.
Содержание (оглавление реферата)
Содержание (оглавление) реферата – это перечисление глав реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.
Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:
Титульный лист (см. Приложение 2)
Оглавление
Введение (обоснование выбранной темы)
Основная часть
Заключение (выводы)
Список использованной литературы
Приложения (если таковые имеются)
Реферат должен быть аккуратно оформлен. Приветствуется творческий подход при написании реферата (наличие иллюстраций, приложений и т.д.). Ниже приведены правила оформления реферата.
Язык реферата
Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем…». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно
9
поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени.
Оформление ссылок и сносок
Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.
Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15). Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.
Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.
Систематизация материала в табличной форме
Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.
Основные элементы таблицы
10
Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал (около 0,5 см).
Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.
Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.
Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе
11
только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в
табл.3.2».
Оформление иллюстраций
К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:
Условное сокращенное название «Рис.».
Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.
Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ООО «Пульс».
При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.
Конспект первоисточника
Цель - обзор информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме.
В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий.
12
Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Критерии оценки - содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента; наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; сдача в срок. Может быть использована пятибалльная или рейтинговая система оценки.
3. Сообщение, объем не более 3-х страниц печатного текста. Цель – формирование у студентов навыков отбора и
систематизации информации по заданной теме. Критерии оценки – соответствие представленной информации
заданной теме, характер и стиль изложения, правильность
оформления. Может быть использована пятибалльная или рейтинговая система оценки.
4. Доклад, объем 7-10 страниц печатного текста Цель – формирование навыков сбора, систематизации и
анализа дополнительной информации по заданной теме.
Критерии оценки – соответствие представленной информации заданной теме, характер и стиль изложения, логика выводов, проведенный анализ, правильность оформления. Может быть использована пятибалльная или рейтинговая система оценки.
5. Создание материалов-презентаций — это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint .
Цель - сбор, систематизация, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы в электронном виде.
В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Затраты времени на
13
создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Роль преподавателя:
помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
консультировать при затруднениях.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
6. Написание эссе Вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по
написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
Цель – формирование умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений.
Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.
Критерии оценки: новизна, оригинальность идеи, подхода; реалистичность оценки существующего положения дел; полезность и реалистичность предложенной идеи; значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата; художественная выразительность,
14
яркость, образность изложения; грамотность изложения; предоставление в срок.
7.Составление глоссария —
Вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Цель – формирование способности выделять главные понятия темы и формулировать их.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов — 1ч.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать источник информации;
проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
оформить работу и представить в установленный срок. Критерии оценки: соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины; соответствие оформления требованиям; предоставление в срок.
8.Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
Вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.
Цель - формирование способности к систематизации материала, структурированию и свертыванию информации.
15
В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем.
Роль преподавателя:
определить тему и цель;
осуществить контроль правильности исполнения, оценить
работу.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы; • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки: соответствие содержания теме; логичность структуры таблицы; правильный отбор информации; наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации; соответствие оформления требованиям; предоставление в срок.
9.Составление кроссвордов по теме и ответов к ним
Это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней.
Цель – обеспечение усвоения теоретического материала, формирование умения концентрировать свои мысли, развитие гибкости ума.
Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний. Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов. Затраты
16
времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов —
1ч.
Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки: соответствие содержания теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; работа представлена на контроль в срок.
Возможны также такие формы письменной отчетности: решенные задания, ответы на контрольные вопросы, представление изученного материала в схематической форме и т.д.
Форма представления выполнения самостоятельной работы может быть задана в зависимости от выбора самого задания, по результатам выполнения вышеперечисленных форм работы студенту выставляется зачет или отметка.
17
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
Раздел 1 Информационная деятельность человека
Виды и тематика самостоятельной работы:
 Изучив дополнительную литературу, подготовьте
доклады с презентацией по теме (на выбор):
1. «Информатика и здравоохранение»;
2. «Информационная деятельность человека в торговле»;
3. «Информационная деятельность человека в охране»
4. «Информатика в жизни железнодорожника»;
5. «Связь информатики с другими учебными дисциплинами».
 Изучив дополнительную литературу, составление
обобщающей таблицы «Информационные продукты, услуги»
Примеры информационных Примеры информационных услуг
продуктов Список рекомендуемой литературы
Назарова Н. В. Информатика. Курс лекций: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. –Красноярск, 2014. –151с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика. М:
Академия, 2009, 414 с.
Хлебников А.А. Информатика: учеб. для ССУЗов / А. А. Хлебников. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 443 с.
Сеть Internet.
18
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Виды и тематика самостоятельной работы:
 Изучив дополнительную литературу, конспект лекции
«Системы счисления», выполните задания :
Преобразуйте следующие десятичные числа в двоичные (восьмеричные, шестнадцатеричные): 0, 1, 18, 2, 5, 128.
Расшифруйте следующие двоичные числа, преобразовав их в десятичные: 0010, 1001, 11101, 0111, 0101.
Расшифруйте следующие восьмеричные числа, преобразовав их в десятичные: 777, 375, 111, 1015.
Расшифруйте следующие шестнадцатеричные числа, преобразовав их в десятичные: 15, A6, 1F5, 63.
Переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:
а) 66610; б) 30510; в) 153,2510; г) 162,2510; д) 248,4610 6. Переведите данное число в десятичную систему
счисления: а) 11001110112; б) 100000001112; в) 10110101,12; г)
100000110,101012; д)671,248; е) 41A,616. 7. Сложите числа: а)1000112+10112; б)100100002+11011110112;
в)110010,1012+1011,012; г) 356,58+17,048; д) 293,816+C,9816. Выполните вычитание: а) 11110012-110112; б) 11011102-11101002;
в) 1111011,012-1010001,112; г) 205,28-131,28; д) 2D816-A3,B16.
Выполнить умножение: а) 11001102*100102; б) 20068*1258;
в) 2C,416*1216.
10. Выполнить деление: а) 1100110002: 100012; б) 24108 : 278; в)
D4A16 : 1B16
Изучив дополнительную литературу, составьте
кроссворд по теме: «Информация и информационные процессы»  Изучив дополнительную литературу, подготовить
таблицу: «Домены почтовых ящиков»
№ сайты домены
1. https://mail.ru 2. https://mail.yandex.ru 3. https://pensioneraktiv.ru 19
№ сайты домены
http:// emakurswe.ru
http://ageta.ru/
….
Изучив дополнительную литературу, подготовьте
доклады с презентацией по теме (на выбор):
Истории возникновений поисковых сервисов
Эволюция способов хранения информации.
Автоматизированные информационные системы.
Список рекомендуемой литературы
Назарова Н. В. Информатика. Курс лекций: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. –Красноярск, 2014. –151с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика. М:
Академия, 2009, 414 с.
Хлебников А.А. Информатика: учеб. для ССУЗов / А. А. Хлебников. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 443 с.
Могилев А.В. Практикум по информатике / А. В. Могилев,
Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; ред. Е. К. Хеннер. -М. : ACADEMiA, 2001. - 608с
Жукова Е. Л.Информатика: учеб. пособие для ССУЗов / Е. Л. Жукова, Е. Г. Бурда. -2-е изд. -М. : Дашков и К° : Академцентр, 2010.-
272 с.
Сеть Internet.
20
Раздел 3 Средства информационных и коммуникативных технологий
Виды и тематика самостоятельной работы:
 Изучив дополнительную литературу, составить таблицу
«Антивирусные программы».

Изучив дополнительную литературу, составить кроссворд на тему «Устройства компьютера»
Изучив дополнительную литературу, подготовьте доклады с презентацией по теме (на выбор):
Основные типы принтеров.
Карманные персональные компьютеры
Программное обеспечение компьютера виды и характеристики
Список рекомендуемой литературы
21
Назарова Н. В. Информатика. Курс лекций: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. –Красноярск, 2014. –151с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика. М:
Академия, 2009, 414 с.
Хлебников А.А. Информатика: учеб. для ССУЗов / А. А. Хлебников. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 443 с.
Могилев А.В. Практикум по информатике / А. В. Могилев,
Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; ред. Е. К. Хеннер. -М. : ACADEMiA, 2001. - 608с
Жукова Е. Л.Информатика: учеб. пособие для ССУЗов / Е. Л. Жукова, Е. Г. Бурда. -2-е изд. -М. : Дашков и К° : Академцентр, 2010.-
272 с.
Сеть Internet.
Раздел 4 Технологии создания и преобразование информационных объектов
Виды и тематика самостоятельной работы:
Изучив дополнительную литературу, составьте глоссарий по теме «Операционная система Microsoft Windows» (см. требования к результатам выполнения самостоятельной работы);
Изучив дополнительную литературу, дайте сравнительную характеристику растровой, векторной и фрактальной график, заполнив таблицу:
22

 Изучив дополнительную литературу, подготовьте
реферат по теме (на выбор): (см. требования к результатам выполнения самостоятельной работы);
Системы управления базами данных.
Хранилища данных.
Особенности использования программ Excel и Word
Excel и Access – базы данных.
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии
Виды и тематика самостоятельной работы:
 Изучив дополнительную литературу, подготовьте
доклады с презентацией по теме (на выбор):
WWW. История создания и современность.
Использование Интернет в маркетинге.
Системы электронных платежей, цифровые деньги.
Internet технологии в бизнесе.
Список рекомендуемой литературы
Назарова Н. В. Информатика. Курс лекций: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. –Красноярск, 2014. –151с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика. М:
Академия, 2009, 414 с.
23
Хлебников А.А. Информатика: учеб. для ССУЗов / А. А. Хлебников. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 443 с.
Могилев А.В. Практикум по информатике / А. В. Могилев,
Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; ред. Е. К. Хеннер. -М. : ACADEMiA, 2001. - 608с
Жукова Е. Л.Информатика: учеб. пособие для ССУЗов / Е. Л. Жукова, Е. Г. Бурда. -2-е изд. -М. : Дашков и К° : Академцентр, 2010.-
272 с.
Сеть Internet.
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: методическое пособие / Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180с.
Васева В.С., Н.Н. Постникова. Формирование профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работы студентов// Среднее профессиональное образование (приложение).-2011.- № 8.- C. 36-39.
Королева А.П. Виды самостоятельной работы студентов в ходе изучения предметов общеобразовательного и социально-экономического циклов// Среднее профессиональное образование
(приложение).- 2011.- № 8.- C. 56-65.
Назарова Н. В. Информатика. Курс лекций: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. –Красноярск, 2014. –151с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика. М:
Академия, 2009, 414 с.
Хлебников А.А. Информатика: учеб. для ССУЗов / А. А. Хлебников. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 443 с.
Могилев А.В. Практикум по информатике / А. В. Могилев,
Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; ред. Е. К. Хеннер. -М. : ACADEMiA, 2001. - 608с
Жукова Е. Л.Информатика: учеб. пособие для ССУЗов / Е. Л. Жукова, Е. Г. Бурда. -2-е изд. -М. : Дашков и К° : Академцентр, 2010.-
272 с.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример индивидуального плана студента
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СТУДЕНТА
ФИО студента _____________
курс____
номер группы__________
Специальность_______________________________
по дисциплине _______________________________
№ Наименование Вид самостоятельной Отметка о выполнении темы работы 1 2 3 4 5 6 7 8 … 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец оформления титульного листа реферата
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения»
Красноярский институт железнодорожного транспорта
- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Красноярский техникум железнодорожного транспорта (ФГБОУ ВПО КрИЖТ ИрГУПС КТЖТ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине ______________________
Тема: «_____________________»
Выполнил: студент ___ курса
группы ___________________
ФИО_____________________
Проверил: преподаватель ______________
(дисциплина)
ФИО_____________________
Оценка _________
Дата ___________
Подпись _______
КРАСНОЯРСК 201___
27
Учебно-методическое издание
Наталья Владимировна НАЗАРОВА
Информатика И КТ
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по
дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов всех специальностей

Подписано в печать 11.02.2015 г. Формат бумаги 60×84/16
0,95 авт. л.; 1,75 печ. л.
экз.
План издания 2015 г. № п/п КТЖТ протокол МС № 5 от 20.01.2015
Отпечатано в КрИЖТ ИрГУПС Красноярск, ул. Л. Кецховели, 89
28