Практические и лабораторные работы по биологии для 5 класса
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Цель работы: Познакомиться с оборудованием и техникой безопасности при работе.
Оборудование: плакат по технике безопасности, лабораторное оборудование, лабораторная посуда
Инструктивная карточка:
1) Зарисовать выданное вам оборудование и подписать.
2) Допишите недостающие слова:
При работе со штативом следует чётко уяснить, какой винт нужно ……… при передвижении зажима или кольца по стержню штатива.
При работе со спиртовкой следует строго выполнять следующее правило: зажигать фитиль можно только …….. или ……….., гасить пламя - с помощью ……….
Пробирку в зажиме штатива следует закрепить так, чтобы она ……….., но и при нагревании ……….
При нагревании веществ в пробирке следует держать её отверстием в ………. от ….. и от ……., чтобы не травмировать людей.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»
ЦЕЛЬ: 1. научиться одному из методов изучения природы - наблюдению.
2. учиться умения анализировать и делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: рабочая тетрадь, авторучка, линейка, карандаш, ластик, бинокль.
Инструктивная карточка:
1. Вести наблюдение за Солнцем и звездами в течение четырех дней.
2. Занести данные наблюдений в таблицу.
3. Проанализировать данные таблица и сделать вывод.
Дата Состояние Время восхода Солнца Время захода Солнца Состояние Время появления
небосвода небосвода первых звезд
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Работа с подвижной картой звездного неба»
Цель: научиться работать с картой звездного неба. Найти на карте созвездия Малой и Большой Медведицы и определить стороны горизонта.
Оборудование: подвижная карта звездного неба
Инструктивная карточка:
1) Найдите на карте звездного неба ковш Большой Медведицы. Напишите сколько звёзд образуют ковш.
2) Найдите полярную звезду, указывающую на север. Для этого проведите линию, как показано на рисунке определив по полярной звезде направление на север, найдите другие стороны горизонта и подпишите.
3) Сравнив с картой звезд, нарисуйте Малую Медведицу так, как она располагается относительно ковшу Большой Медведицы.
4) Найдите на карте звёздного неба созвездия Кассиопея, Цефея и Рыбы. Зарисуйте их и напишите, сколько звёзд образуют эти созвездия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»
ЦЕЛЬ: Научиться описывать и сравнивать свойства веществ.
ОБОРУДОВАНИЕ: железо, сера, 2 стакана с водой, стеклянная палочка, магнит.
Инструктивная карточка:
1. Рассмотрите вещества, заполните таблицу:
Признаки Название вещества № 1 Название вещества № 2 Что общего и чем отличаются предложенные вещества
1. В каком агрегатном состоянии - газообразном, жидком или твердом находится предложенное вещество. 2. Какого цвета вещество? 3. Имеет ли оно блеск? 4. Имеет ли вещество запах? 5. Растворяется ли вещество в воде? 6. Притягивается вещество магнитом или нет? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
по теме: «Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений»
Цель: Познакомиться с химическими реакциями и физическими явлениями.
Оборудование: свеча, предметное стекло, горячая и холодная вода, сахар, бумага, ручкаИнструктивная карточка:
Начертите таблицу и данные наблюдений запишите.
Что делали? Что наблюдали? Вывод. Какое явление
1) С учителем. Зажгите свечу и в зону пламени внести предметное стекло. Что наблюдали?
Вывод: В состав свечи входит углерод, который при сгорании образует сажу.
2) Налейте в один стакан горячей воды в другой холодной. Насыпьте по 1 ложке сахара (или соли) и размешайте. Что наблюдали?
Вывод: От чего зависит время растворения сахара?
3) Бросьте листок бумаги и ручку на пол с одинаковой высоты. Что вы наблюдали?
Вывод: От чего зависит скорость падения?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
по теме: «Работа с физической картой мира и контурной картой (подписать материки, крупные острова, архипелаги)»
Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий материки, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
Задание № 2. Найдите на физической карте полушарий крупные острова и архипелаги, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
по теме: «Измерение температуры воздуха, направления, скорости ветра»
Цель: Научиться вести наблюдения за погодой.
Оборудование: термометр, тетрадь, ручка, флюгер.
Инструктивная карточка:
Ежедневно в течении недели понаблюдайте за погодой, измеряйте температуру воздуха. Результаты измерений и наблюдений внесите в таблицу.
Дата
Температура Облачность Осадки Ветер
Температуру воздуха измеряйте в одно и тоже время.
В графе «Облачность» отмечайте:
В графе «Осадки» отмечайте:
Ветер обозначайте стрелкой в графе «Ветер». Если ветра нет, стрелку не ставьте.
По результатам наблюдения сравните погоду в разные дни недели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
по теме: «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»
Цель: выяснить, как влияет погода и погодные явления на самочувствие, и здоровье людей.
Оборудование: атласы географических карт для 5 класса.
Инструктивная карточка:
№ Задания Ответы
1. Почему люди, приехавшие работать и жить на север из средней полосы России, вынуждены иногда вернуться обратно? 2. С какой целью метеослужба предупреждает население: «Осторожно, гололёд!»? 3. Чем опасны сильные ветра? 4. Как вы понимаете выражение: «У природы нет плохой погоды, есть неправильно выбранная одежда».?5. Что бы вы посоветовали метеозависимому человеку? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
по теме: «Работа с контурной картой (подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки)»
Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий океаны и моря, которые омывают материк Евразия, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
Задание № 2. Найдите на физической карте России крупнейшие реки, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
по теме: «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»
Цель: Определить, какие условия благоприятны для прорастания семян.
Оборудование: чашки Петри, семена, тряпочки
1) Возьмите три ёмкости и приготовьте семена растений (огурцов, фасоли, или пшеницы).
2) В первую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в тёплое светлое место.
Во вторую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в холодное светлое место.
В третью емкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в теплое темное место.
В третью емкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в теплое темное место.
В четвертую ёмкость положите сухие семена и поставьте в тёплое место.
3) Наблюдайте за прорастанием семян и свои наблюдения запишите:
Варианты опыта Условия опыта Результаты опыта
1 вариант Семена смочены водой Находятся в тёплом светлом месте 2 вариант Семена смочены водой Находятся в холодном светлом месте 3 вариант Семена смочены водой Находятся в тёплом темном месте 4 вариант Семена сухие Находятся в теплом светлом месте Время проведения опыта: с _________ до _____________
Количество и название семян: ____________________________________
Вывод: Какие условия наиболее благоприятные для прорастания семян
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
по теме: «Примеры приспособленности организмов к среде обитания»
Цель: Выяснить, как приспособились живые организмы к жизни в той или иной среде обитания.
Инструктивная карточка:
1) Рассмотрите растение – одуванчик. Зарисуйте его. Напишите, как одуванчик приспособился к наземно-воздушной среде.
2) Рассмотрите в учебнике внешнее строение рыбы. Зарисуйте её.
Напишите, какие приспособления имеет рыба для жизни в воде?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
по теме: «Определение растений и животных с использованием разных источников информации»
Цель: научиться узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Нижегородской области.
Оборудование: чучела птиц, гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.
№ п/пЗадания Ответы
1. Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца: - съедобные
- ядовитые. 2. Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).
- под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;
- как называется этот жук?
- какой культуре он приносит вред? 3. Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13
по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»
Цель: выяснить основные экологические проблемы Нижегородской области и доступные пути их решения на данном этапе.
Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.
Задание: Заполни таблицу.
№ п/пЭкологическая проблема Пути решения
1. Тепловое загрязнение. 2. Вырубка лесов. 3. Загрязнение вод. 4. Охота. 5. Парниковый эффект (потепление климата) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14
по теме: «Измерение массы и роста тела»
ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.
ОБОРУДОВАНИЕ: Ростомер, медицинские весы (работа проводится на базе школьногомедицинского кабинета)
Задание:
Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.
Определите цену деления. Цена деления = ____________г.
Установи большую гирю на значение 20 кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю вправо добивайся равновесия.
Если равновесие нет, то сдвинь
большую гирю вправо - в сторону больших, значений. Продолжай такие же действия, пока
не получишь равновесие.
Запиши полученный результат: 1. Большая гиря показывает __________кг
2. Малая показывает _________г Значит мой вес _______кг ____г 5. Встань спиной к ростомеру.
Плотно прижми пятки к линейке,
распрями плечи.
Опусти планку до касания головы.
Зафиксируй результат в тетрадь. Мой рост
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
ЦЕЛЬ: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.1. Определите тип ранения по виду раны. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2. Укажите, с какой целью используют данные повязки: Укрепляющие Давящие Фиксирующие
3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если:
вид раны - колотая область
ранения - кисть 4. Наложите повязку на область предплечья.