Методическая разработка классного часа на тему: Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков
Урок мужества для учащихся 2 «Ж» класса МБОУ СОШ № 78
имени Героя РФ Николая Николаевича Шевелева.
Сугакова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар СОШ №78
Краснодар,2017
Методическая разработка
урока мужества.
Тема: Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.
Цель классного часа:
-воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и героев Великой Отечественной войны;
-формирование умения прослеживать историческую связь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани;
-познакомить учащихся с выдающимися личностями в истории Кубани;
-формировать уважительное отношение к землякам и истории «малой родины»;
-расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формировать активную гражданскую позицию;
-способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину, уважению к людям.
Метапредметные:
-умение определять цель под руководством учителя;
-умение работать с информацией;
-осваивать культуру взаимодействия в группе, коллективе;
-приобретение опыта выступления, ведения диалога.
Применяемые методы: частично-поисковый.
Применяемые технологии: ИКТ (презентация); здоровьесберегающие.
Форма проведения: беседа.
Приёмы: «Логическая цепочка».
Оборудование : компьютер, медиапроектор.
Оформление: плакаты с датами, картинки с изображением войны, фотографии, фрагменты текстов.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Пояснительная записка.
Класс был распределён на четыре группы, которые готовили коллажи на темы «22 июня 1942 года», «Лето 1942 года», «Труд кубанского народа в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Краснодарского края», «Февраль 1943 года» в течение классного часа.
Используемая литература:
1.Град Екатерины. – Краснодар: Традиция,2013
2.История Кубани XX век. Очерки. Краснодар,1998
3.Кубанские писатели детям. Краснодар,2008 .
4.Очерки по истории Кубани и Северо-Западного Кавказа.- Краснодар: Бизнес-книга «Группа Б»,2009.
Ход классного часа.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Вступление.
Чтение стихотворения. До рассвета мы вышли с тобой Встретить день после ночи слепой… С мертвой тяжестью низких дымов, С черной гарью разбитых домов, С жарким пламенем, С резкой пальбой День февральский пришел К нам с тобой… И торжественней не было дня Столько лет для тебя и меня!
II.Актуализация знаний.
-Ребята, перед вами знаменательные даты и нашей истории:
-22 июня 1941 года
-Лето 1942 года.
-Партизаны Кубани.
-Труд кубанского народа в годы Великой Отечественной войны.
-12 февраля 1943 года.
Можете ли вы определить, с какими событиями связана первая дата?
-Возможно, вам знакомы события, происшедшие в другие указанные даты. Перед вами ключевые слова. Как вы думаете, с какими событиями они связаны?
Учащиеся отвечают, если им что–либо известно.
III. Определение темы и цели -Тема нашего классного часа «Освобождение города Краснодара в годы Великой Отечественной войны».
Цель: познакомится с историей освобождения города Краснодара в годы Великой Отечественной войны;
-познакомиться с событиями, происходившими 1942 года, 1943года;
-узнать о труде кубанского народа в годы войны;
-узнать о подвигах партизан Краснодарского края;
-создать коллажи по данным темам. IV. Работа по теме.
- Итак, ребята. Перед вами информация и картинки. Помогите найти всё, что связано с событиями 1941 года.
(Учащиеся находят информацию и картинки, которые помещают на лист с датой 22июня 1941 года.)
22июня 1941 года в 4 часа Фашистская Германия вероломно вторглась на территорию Советского Союза. Советский народ не был готов к тому, что такое может произойти. Страна не была оснащена хорошим оружием.
В первые же дни Германия стремительно продвигалась по разным направлением.
Демонстрация призентации. Какая информация связана с темой «Лето 1942 года»?
Ребята помещают на плакат фрагменты текста и фото, которые, по их мнению, подходят к данной дате.
-Летом 1942 года обстановка для нашей страны серьезно осложнилась. Создав значительный перевес в живой силе и технике, фашисты начали наступление в сторону Волги и на Кавказ.
(Учащиеся зачитывают и помещают информацию на плакат.)
-В дни оборонительных сражений летом 1942 года более 100 тысяч кубанцев пополнили ряды Красной Армии.
-В ходе боев, к 22 июня 1942 года года немцам удалось занять практически всю Кубань, за исключением четырех районов -Лазаревского, Туапсинского, Адлерского и Геленджикского.
-2 августа 1942 года под станицей Кущевской два полка 13-й Кубанской дивизии в конном строю атаковали 101-ю немецкую пехотную дивизию "Зеленая Роза" и два полка СС. Атаку возглавили - командир дивизии полковник Миллеров и военком дивизии полковой комиссар Шипилов. Остатки "Зеленой розы" в диком ужасе убежали.
Демонстрация презентации. -Что вы можете сказать о партизанах Краснодарского края.
(Учащиеся помещают информацию и отбирают фото на плакат.)
-По указанию крайкома в Краснодарском крае были созданы 86 партизанских отрядов.
Чтение стихотворения:
Ночами у костра не редко,Отрядом тихим мы сидим,Любой из нас стреляет метко,Да тихо-тихо говорим.Нет, не охотники уж мы,На каждом заживают раны,Видать на то и рождены,В лесах мы ходим...партизаны!У каждого своя семья в дали,Стеной стоит твой долг стране,И чтоб сберечь простор земли,Придется дать отпор Войне!Придется кровь горячую пролить,Не жалеть патрон на вражью силу,Да, убить, чтоб после в мире жить,Чтоб внук не повидал войны картину.
-В ходе оккупации, партизаны совершили много успешных нападений на гарнизоны вермахта.
-Партизаны Кубани провели не мало диверсионных действий, в частности на шоссейной и железнодорожной дорогах Краснодар - Новороссийск. -Здесь активно действовали отряды имени братьев Игнатовых, "Овод" и "Гроза". Наиболее чувствительные удары по врагу удавалось наносить отряду имени братьев Игнатовых.
-Партизаны Кубани за годы оккупации уничтожили около 12 тысяч солдат и офицеров вермахта, а также ранили около 4 тысяч. Партизаны Краснодарского края уничтожили 206 автомашин, пустили под откос 14 железнодорожных составов с войсками и грузами вермахта.
-В годы войны была поговорка:
Фашистам много жарких бань дала советская Кубань!
-Более тысячи партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями Советского Союза. Двум партизанам - братьям Игнатовым было присвоено звание Героя Советского Союза. 356 сынов и дочерей Кубани во время войны удостоны звания Героя Советского Союза.
Демонстрация презентации. -Что вы можете сказать о труде кубанского народа в годы войны? Учащиеся с помощью информации отвечают. Затем помещают на плакат с темой «Труд кубанского народа».
-Железнодорожники Кубани в сверхурочное время построили и сдали на вооружение Красной Армии в декабре 1942 шесть тяжеловесных бронепоездов и два бронепоезда легковесного типа.
-В Краснодарском крае в первые месяцы войны было создано и оснащено 145 госпиталей. Хирург И.А. Агеенко (затем профессор Кубанского мединститута) за годы войны вернул на фронт свыше 7 тысяч военнослужащих.
-Совершенствуя процесс производства, токарь краснодарского завода "Октябрь" комсомолец А.Ф. Дубяга выполнил сменное задание на 2154%! К 30-му июля Кубанские колхозы и совхозы сдали зерна два раза больше, чем в 1940 году.
- Обратимся к информации, связанной со следующей темой « Февраль 1943 года». -За время оккупации Кубани, гитлеровские изверги расстреляли, повесили, удушили в застенках гестапо 61 тысячу советских граждан.
-С тяжелыми боями, преодолевая упорное сопротивление противника, советские войска к 12февраля 1943года подошли к столице Кубани — городу Краснодару.
-Враг цеплялся за каждую улицу, дорогу, высоту, переправу. На своем пути он сжигал, минировал, подрывал.
-Немцы были жестоки и беспощадны.
-12 февраля 1943 года г. Краснодар был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
Демонстрация презентации. V.Рефлексия.
-Что вам запомнилось?
-Что удалось сделать на уроке?
-Давайте посмотрим на коллажи, которые у вас получились. Почему у вас всё удалось?
VI.Итог
-Ребята, давайте зажжём свечи в память о тех, кто погиб за мир на нашей земле.
Минута молчания.
-Почему мы должны вспоминать историю нашей страны?
-Для чего нужно говорить о подвиге народа Краснодарского края?
-О чём вы расскажите своим родным и друзьям после этого классного часа?