Языковая норма и речевая ошибка
14
Тема: Языковая норма и речевая ошибка
Цели:
дать учащимся представление о разных языковых нормах, составляющих основу правильной речи;
формирование умения находить и исправлять речевые, стилистические и грамматические ошибки;
формирование навыков речевого самоконтроля;
воспитание потребности пользоваться литературным языком, соблюдать языковые нормы.
Оборудование: таблица «Классификация речевых, грамматических и стилистических ошибок», Словарь русского языка С.И.Ожегова, орфоэпический словарь и другие нормативные словари.
Эпиграф
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (академик В. В. Виноградов).
Ход урока
1. Оргмомент. Целеполагание.
- Прочитайте высказывание академика В.В.Виноградова. Что такое культура речи, по вашему мнению?
( - Умение правильно строить предложения, выбирать точно слова.)
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
а) Слово учителя.
Норма – общепринятое и узаконенное употребление.
Языковая норма – употребление, рекомендованное грамматикой, словарями, справочниками, подкреплённое авторитетом известного писателя, поэта и т. д. Правильной называется речь, в структуре которой нет нарушения норм литературного языка (Б. Н. Головин).
б) Работа в парах с тестом.
Задание: выполняя упражнения, сделайте вывод о том, усвоение каких именно языковых норм предполагает правильность речи.
Тест
1. В каком слове ударение падает на второй слог? Орфоэпические нормы
а) Километр;
б) шофер;
в) магазин.
2. Какое слово образовано правильно? Нормы словообразования
а) Выглядал;
б) побежал;
в) хочут.
3. Из слов, данных в скобках, выберите правильное: Лексические нормы
Только (1 – невежа, 2 - невежда) не знает этого стихотворения Пушкина!
4. Какие слова употреблены в неправильной форме? Морфологические нормы
а) Климатические б) пояса – это в) территория с г) определённым д) типом е) климатом.
5. В каком предложении пропущено необходимое слово? Синтаксические нормы
а) Я заглянула под куст и увидела маленького рыженького зверька.
б) Я немного полюбовалась лисёнком, и пошли домой.
6. В какое предложение включено слово, чуждое литературному языку? Стилистические
а) Они парятся по полной программе. нормы
б) Они испытывают большие затруднения при выполнении задания.
в) Класс очень плохо справился с контрольной работой.
Ключ: 1 – б; 2 – б; 3 – 2; 4 – в, е, 5 – б, 6 – а.
Вывод. Правильность речи предполагает усвоение следующих языковых норм: орфоэпических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических.
3. Объяснение нового материала.
б) Работа с таблицей.
- Посмотрите на таблицу. С названием какого раздела русского языка связано название каждой языковой нормы?
Норма
языковая норма
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415нормы про- нормы нормы слово- морфологи- синтаксичес- стилистичес-
изношения ударения образования ческие нормы кие нормы кие нормы
Слово учителя.
- Нарушение любой из языковых норм считается ошибкой. Такие ошибки разделяют на речевые, грамматические и стилистические. Речевые ошибки – это ошибки, связанные с употреблением слов. Грамматические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением в построении предложений. Стилистические ошибки – это ошибки, связанные с употреблением слов иного стиля в тексте определённого стиля.
4. Закрепление. Коллективное редактирование деформированного текста.
Задание. Исправьте речевые, грамматические и стилистические ошибки в сочинении ученика по картине И.К.Айвазовского «Буря». Определите, какая из языковых норм нарушена в каждом случае.
Иван Константинович Айвазовский – выдающийся русский художник. Иван Константинович Айвазовский является художником – маринистом. Он написал много разных картин как «Волна», «Чёрное море», «Девятый вал». Основные рисунки его были кораблекрушения.
Перед нами картина «Буря». На этой картине было спокойное, ласковое море. Казалось, что ничто не может тревожить его. Но вдруг подул ветерок, а потом ещё и всхлеснулись волны. В безумном круговороте волн рождается самая сокрушительная волна. Художник показал тот момент, когда волны стали мощней.
Мне понравилось в этой картине цвета: лиловые, бирюзовые, изумрудно-зелёные. Она так завораживает, что хочется неотрывно любоваться.
Эталон
Иван Константинович Айвазовский – выдающийся русский художник. Это художник – маринист. Он написал много разных картин, например: «Волна», «Чёрное море», «Девятый вал». Основные работы художника были посвящены кораблекрушениям.
Перед нами картина «Буря». Море спокойное, ласковое. Кажется, что ничто не может потревожить его. Но вдруг подул ветерок, а потом ещё и всплеснулись волны. В их безумном круговороте рождается самая сокрушительная волна. Художник показал тот момент, когда волны стали мощней.
Мне понравилось в этой картине цвета: лиловые, бирюзовые, изумрудно-зелёные. Она так завораживает, что хочется неотрывно любоваться.
5. Подведение итогов урока.
- Ещё раз обратите внимание на эпиграф урока. Для чего, по мнению В. В. Виноградова, человеку необходимо владеть высокой культурой устной и письменной речи?
(- Каждому человеку хорошая, правильная речь служит своеобразной рекомендацией в обществе. Его легко понимают, его приятно слушать, грамотная речь нужна специалисту на любой работе.)
- На следующих занятиях мы продолжим совершенствовать нашу речь.
6. Рефлексия.
- Посмотрите планирование наших уроков на второе полугодие. Как вы думаете, для чего необходимы вам сведения о языковых нормах, полученные на сегодняшнем уроке?
(- Чтобы лучше понять взаимосвязь тех тем, которые будут изучаться.)
( - Мы узнали, что будем дальше изучать.)