Воспитание младших школьников в поликультурном обществе
Воспитание младших школьников в поликультурном обществе
А.В. Иванова
(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).
Процесс формирования нравственной основы личности на современном этапе развития образовательной политики включает в себя решение вопросов синтеза религиозного, исторического, морально-духовного и нравственно-эстетического воспитания; разработки психолого-педагогических условий формирования толерантности, способов воспитания нравственной культуры личности в поликультурной среде.
Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителей разных национальностей.Формирование у детей этнического сознания, культуры межэтнических отношений может осуществиться на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.
Нравственное воспитание в поликультурном обществе имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности.
В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А.В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Поэтому, опираясь на опыт изучения нравственного воспитания, который отражается в трудах таких учёных, как В. А. Сухомлинский, А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламов и другие, разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс начальной школы МОУ «Гимназия №19» авторская концепция нравственного воспитания младших школьников посредством интеграции учебной и внеурочной деятельностей.
Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания.
Практическая реализация концепции возможна в ходе интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, которая организуется посредством следующих авторских программ «Любительский театр, праздники» и «История родного края».
Образовательная программа «Любительский театр, праздники» основана на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 19» г.о. Саранск, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы.
Целью данного курса является воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер.
Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Поэтому программа «История родного края» нацелена на углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Задачи, которые мы поставили в программе следующие:
Обучающие: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Наиболее эффективные направления и методы приобщения школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии, используемые в образовательном процессе, включают в себя: воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях; приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этно-социума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям и гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности ученика в социуме.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1979.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Иванова, А.В., Овчинникова, Л.В. Программа по внеурочной деятельности «Любительский театр, праздники», - Саранск, 2010.
Ивенина, О.В., Иванова, А.В., Программа по внеурочной деятельности «История родного края», - Саранск, 2011.
Черкезова М. В. Воспитание патриотических ценностей средствами русской и родной литературы в национальной школе // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 41.