формирование гражданской культуры студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин



«Формирование
гражданской культуры студентов
в процессе изучения гуманитарных дисциплин»
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника.
Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником:
он будет, прежде всего, человеком…».
(Ж.Ж.Руссо)
Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, - одна из важнейших в российском образовании (и в мировом масштабе). К общим тенденциям современной жизни можно отнести ускорение темпов общественного развития, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения готовности граждан к такому выбору.
Модернизация всех сторон российской действительности – процессы формирования гражданского общества, правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, - включает модернизацию системы образования. Важнейшее направление этого процесса – организация системы гражданского образования. Закон РФ «Об образовании» определяет цель образования через реализацию системы ценностей гражданского общества. Общество делегирует образовательным организациям задачу формирования у подрастающего поколения важных жизненных позиций, идеалов и устремлений, дающих им возможность адаптации в современном мире, гражданскую позицию личности, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Актуальным требованием является субъективизация подготовки студентов, формирование их готовности к активной творческой деятельности на благо общества, способности пользоваться своими правами и выполнять обязанности, умения отстаивать свою гражданскую позицию.
Дефицит гражданской культуры – такова реальность наших дней.
Сложный и противоречивый характер социальных процессов в современной России - социальное расслоение общества, падение статуса интеллектуального труда, усиление маргинализации и информатизации общества – основные причины падения нравственности.
В современном российском обществе усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи, что приводит к увеличению правонарушений, отклонениям в поведении (девиации).
Не смотря на огромное количество имеющихся научных трудов о формировании гражданской культуры подростков и молодежи, написанных и в России, и за рубежом (А.С. Аникеев, Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, М. Бренсон, Л. Нельсон и др.), все же вопросы методики гражданского образования, средств оценивания достигнутых результатов остаются актуальными темами дискуссий. Актуальность проблемы гражданского воспитания молодежи сегодня подтверждается рядом негативных проявлений по отношению к государственной службе в армии, нетерпимости к людям по национальному признаку, жестокости по отношению к слабому и беззащитному. Данная проблема во многом определила основные принципы педагогической деятельности автора. Важнейшей задачей считаю – нацелить своих учеников на сознательную планомерную работу над собой, поскольку реальный смысл изучения гуманитарных дисциплин определяется мотивами, убеждениями и отношением к себе и окружающим; создать такую педагогическую среду, которая способствовала бы формированию гражданской культуры студентов.
Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями своей деятельности считаю изучение и анализ возможностей гуманитарных дисциплин в гражданском становлении студентов; формирование системы активных форм и методов обучения, определяющих эффективность гражданского воспитания в процессе изучения истории и обществоведческих дисциплин.Теоретические основы формирования гражданской культуры студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин.Организация и осуществление гражданского образования молодежи понимается как важнейшее условие становления правового государства и гражданского общества в России, преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Поэтому оно признано одним из приоритетных направлений системы образования. Начало этому процессу в современной России на правительственном уровне было определено в письме Министерства образования органам управления образованием субъектов РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ» (06.02.1995 г.). В этом же году была создана Межрегиональная ассоциация педагогов России «За гражданское образование». В дальнейшем Министерство образования России конкретизировало основные направления организации гражданского образования молодежи в практических ежегодных информационных письмах департаментам образования субъектов РФ. Главная цель гражданского воспитания – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Основной задачей и важным результатом этого процесса должно стать «формирование гражданской компетентности личности как совокупности готовности и способностей, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике».
Среди основных подходов к осуществлению гражданского образования называют следующие:- опора на идею полноправного участия личности в решении общественных задач и сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
- ориентация на деятельностное освоение студентами социально-экономических явлений;
- определение в качестве основы гражданского образования организации политического, правового, нравственного образования;
- осуществление гражданского образования на всех уровнях общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Важными компонентами гражданского образования являются политические, правовые, этические, экономические знания. Именно дисциплины социально-общественного цикла позволяют сформировать у молодежи понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. На государственном уровне актуальность гражданского образования определена в Национальной доктрине образования (2000 г.), в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения. К сожалению, в новых образовательных стандартах не разработан критерий оценки сформированности гражданской культуры. По проблемам гражданского образования Россия активно сотрудничает и с другими странами. Реализуется программа Совета Европы по культурному сотрудничеству «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности», в рамках которой разрабатываются региональные программы. Для координации действий всех программ и проектов создан экспертный совет по гражданскому образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, региональные комиссии в субъектах РФ.
В настоящее время наметилась серьезная тенденция к интеграции с международным сообществом в поиске путей решения поставленных задач, к развитию международных программ и образовательных проектов в области гражданского образования.
Исследователи выделяют философский смысл гражданского образования – это «вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права; овладение гражданскими компетентностями и освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем, обретение собственного образа гражданина, становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание гражданской культуры».
По мнению группы авторов (Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова и др.), одна из главных задач современного образования – формирование гражданской культуры. Гражданин должен обладать знаниями (о государстве, правах и обязанностях человека, выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую обстановку, сотрудничать с другими людьми и т.д.), ценностями (уважение к правам других людей, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, способности к гражданскому действию (гражданской активности).Задача педагогов – целенаправленное воздействие на самосознание студентов путем создания условий для усвоения специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта.
Итак, что же представляет собой гражданская позиция личности как социальный феномен? Позиция - точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой. В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социальных отношений, определяя свое место в демократическом обществе, свои жизненные цели и способы их достижения.
Формы проявления гражданской позиции разнообразны. Например, условно выделим такие: пассивная, в том числе пассивно-равнодушная или пассивно-оценивающая; конформистская (приспособленческая); бунтарская (протестная); созидательная. Формы могут переплетаться, изменяться в разных жизненных ситуациях. Осмысленное циничное отчуждение от жизни общества, государства, отрицание общепринятых гражданских ценностей, идеалов, форм общественной жизни характеризуют антигражданскую позицию. Существуют многочисленные факторы, оказывающие влияние на формирование, уточнение гражданской позиции личности - семья, окружающая реальность, СМИ и образование. Между тем, крайне остра проблема общей культуры огромной части гражданской массы в сфере социальных знаний (исторических, политических, экономических, правовых и т.д.), «некомпетентность носит глобальный характер», что блокирует возможности развития демократического мышления. Принятие общечеловеческих ценностей, убежденность в их главенствующей роли в жизни современного общества, ясное понимание траектории общественного развития и целей различных общественных сил и персоналий, готовность к конструктивному диалогу - так проявляется гражданское самосознание. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного их прохождения необходимо создать эффективную педагогическую систему, способствующую развитию чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения и, как результат развитию гражданской культуры студентов.
Используемые формы и методы формирования гражданской культуры студентов.Основным направлением педагогической деятельности автора по формированию гражданской культуры у студентов стал отбор педагогически целесообразных форм и методов учебной деятельности, которые позволят достигнуть поставленных цели и задач.
Главная цель педагогов всех учебных дисциплин – не только дать знания, но и создать условия для формирования гражданина, активной личности (компетенции). Широкие возможности для формирования гражданственности имеют педагоги гуманитарного цикла.
Знания сами по себе не станут правилами поведения до тех пор, пока не будут осознаны каждым студентом. Предпосылкой правомерного поведения служат понимание справедливости и полезности правовых норм, социальная зрелость и юридическая грамотность. Эти понятия неразрывно связаны с такими, как: правосознание и гражданская культура.
Основные направления моей педагогической деятельности:
- внедрение активных форм и методов учебной деятельности, способствующих развитию коммуникативных, социальных и интеллектуальных компетенций;
- разработка учебно-методического обеспечения дисциплин: истории, обществознания, основ философии,
- внедрение в учебный процесс элементов технологии проектного обучения;
- развитие различных форм внеаудиторной работы по дисциплинам гуманитарного цикла.
Как показал мой педагогический опыт, наиболее эффективными стали такие формы учебной деятельности как лекции, диспуты, семинары, конференции, экскурсии, видеоуроки. Особое значение в моей практике уделяется активным методам обучения. Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у студентов стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Среди группы методов успешно освоены: метод этической беседы, метод активного диалога (дискуссия), метод анализа конкретных ситуаций, метод случаев, метод мозговой атаки.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим характеристику некоторых из них.
Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: преподаватель говорит, студенты слушают.
3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту студентов. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
4. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь студентам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого преподавателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами студента, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Метод активного диалога (дискуссии).
Диалог предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения.
Диспут - одна из форм диалога, обеспечивающая столкновение суждений, для того чтоб сформировать мнения и оценки, которые отличают диспут от беседы и лекции, как нельзя лучше отвечает необходимости в самоутверждении, тяготению искать смысл в жизни, ничего не принимать на верование, и естественно, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут обучает умению отстаивать свои принципы, позиции, уверять в них остальных людей и в этот же момент вынуждает храбрости отречься от неверного мнения, не отступив от моральных норм и требований. Однако во всех случаях диалог создает новую педагогическую сферу в системе обучения, которая не приемлет назидания, указания, господства и подчинения, административного произвола со стороны обучающих.
Метод анализа конкретных ситуаций
Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, полученными от преподавателя на предыдущем занятии. Эти занятия могут быть разными (но в пределах одной и той же темы) или же одинаковыми для всех подгрупп. Возможно и первоначальное знакомство с ситуацией непосредственно в ходе занятия. Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия; каждая последующая подгруппа должна иметь возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своими вариантами решения ситуации. Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп.
Метод случаев
Цель его – оформить умение применять на практике полученные обучаемыми ранее знания и закрепить основные понятия по предмету.
Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части.
1-я фаза – передача и изучение обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучаемые изучили его самостоятельно.2-я фаза – имеет целью формирование у обучаемых умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями.
3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной.
4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания.
5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии.
6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам.
Метод «мозговой атаки».
Этот метод, называемый иногда мозговым штурмом, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах.
Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.
Целевое назначение:
– объединение творческих усилий группы в целях поиска выхода из сложной ситуации;
– коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач;
– выяснение позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.;
– генерирование идей в русле учебной, методической, научной проблемы.
В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» может включать в себя следующие этапы:
1. Формирование (создание) проблемы, ее разъяснение и требования к ее решению.
2. Подготовка обучаемых. Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы (по четыре–шесть человек) и назначаются их руководители.
3. Непосредственно «мозговая атака» (штурм). Она начинается выдвижением обучаемым предложений по решению проблемы, которые фиксируются преподавателем, например, на классной доске. При этом не допускаются критические замечания по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения.
4. Контратака. Этот этап необходим при достаточно большом наборе решений (идей). Путем беглого просмотра можно определить методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка.
5. Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения.
Этот метод в несколько упрощенном варианте можно применять при анализе того или того явления, результата, устройства, схемы и т. д.. Суть заключается в такой формулировке вопросов, которая требует от обучаемых повышенной творческой активности. Чаще всего такие вопросы начинаются со слов «почему», «когда», «как», «где» и т. д.. Например: «Как можно снизить (увеличить, расширить)...?», «Что будет, если...?», «Где можно использовать...?», «Какое основное достоинство (недостаток)...?» и т. д.. При умелой, грамотной, нетривиальной постановке вопросов и ограничении времени на ответы такой метод достаточно эффективен. При проведении занятия необходимо соблюдать некоторые условия и правила:
– нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
– краткость и ясность выражения мысли участниками «мозговой атаки»;
– недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;
– недопустимость повтора сказанного другими участниками;
– стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;
– краткость и ясность выражения мысли;
– тактичное и благожелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего;
– желательность назначения ведущим специалиста, хорошо разбирающегося в проблеме и пользующегося авторитетом у присутствующих и др.
Итогом «мозговой атаки» является обсуждение лучших идей, принятие коллективного решения и рекомендация лучших идей к использованию на практике.
Метод «круглого стола»
Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.
Целевое назначение метода состоит в:
– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;
– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.
Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:
– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;
– введение в практику принципа «свободного микрофона»;
– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;
– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).
Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:
1. Вариант «А»:
– краткое вводное слово ведущего;
– заслушивание кратких вводных сообщений участников «КС»;
– постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории;
– развертывание дискуссии;
– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.
2. Вариант «Б»:
– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;
– уточнение порядка и характера работы;
– ответы по существу поставленных вопросов;
– заслушивание мнения выступающих из аудитории;
– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
3. Вариант «В»:
– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);
– представление участников «КС», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;
– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;
– дискуссирование;
– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.
В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам «КС» порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.
В заключение подводится итог работы «КС», высказываются пожелания его участникам и присутствующим.
Как видно, эффективность «круглого стола» по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость учебной группы, у преподавателя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность обучаемых.
Достоинства этих методов обучения очевидны. У студентов формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики. Такой подход к изучению истории и философии позволит обеспечить развитие интеллектуальных умений, которые создадут основу гражданского сознания.
Однако не менее важным компонентом гражданской культуры являются нравственные качества личности, воспитание которых особенно эффективно средствами внеаудиторной работы по предмету: участие в научно-практических конференциях, социальных проектах, встречах, экскурсиях.
Внеаудиторная работа способствует формированию социального опыта студентов в труде и общении, повышению социального статуса; возможности профессионального самоопределения и роста.
Содержание и формы внеаудиторной деятельности определялись с учетом интересов студентов и при их непосредственном участии:
Научно-практические конференции
- «Страницы истории родного Урала»;
- «Молодежь за здоровый образ жизни»;
- «Развитие медицины на Урале»;
Круглые столы
- «Молодежь в современном мире»;
- «Межнациональные отношения и конфликты»;
- «Этические проблемы молодежи»;
- «Патриотизм: противоречия современного общества»;
Творческие проекты (в форме учебно-методической продукции)
- альбомы:«Культура России с IX-XX в.в.», «Герои Отечества»,
«Великие философы мира», «Философы – медики», «Мораль и право».
- сборники таблиц по обществознанию, основам философии, основам социологии;
Лекторская и издательская деятельность
-выпуск стенгазет, плакатов, памяток, боевых листков к государственным праздникам, диспутам, конференциям: «День народного согласия» (4 Ноября), «День Победы» (9 Мая), «Нет курению, алкоголизму, наркомании». -лекции для школьников города «О вредных привычках».
Таким образом, применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной деятельности преподавателя и способствует получению стабильных показателей по всем направлениям образовательной деятельности:
Качество знаний студентов по гуманитарных дисциплинам повышается: При 100% абсолютной успеваемости качественная успеваемость составила: история: 2012 - 49,05%, 2013 – 62,2%; обществознание: 2012 – 54,05%, 2013 – 69,2%.
Студенты проявляют интерес к предметам данного цикла и успешно участвуют в различных конкурсных мероприятиях не только на уровне колледжа, но и на региональном уровне.
В 2012 году реферативная работа «Я – голос!» отмечен дипломом победителя Краснотурьинской городской избирательной комиссии, эта же работа в 2013 году отмечена Дипломом призера Избирательной комиссии Свердловской области;
В 2014 году творческая работа «Манга и анимэ как источники создания одной из форм молодежной субкультуры» отмечен Дипломом II степени на I Областной студенческой научно-практической конференции «XXI век. Культура. Человек. Общество»;
Реферат «Кризис культуры как следствие информатизации современного общества» был так же отмечен дипломом на данной конференции;
Реферативно - исследовательская работа «Патриотизм: противоречия современного общества» отмечена дипломом II степени на VII Областной студенческой научно-практической конференции «XX и XXI век глазами моего поколения»; реферативные работы «Клонирование: морально-этические аспекты и перспективы практической медицины» и «Проблемы культуры межнациональных отношений в студенческой среде» были удостоены дипломов конференции.
На традиционно проводимой в Краснотурьинском филиале студенческой научно-практической конференции «Наука и творчество», работа «Замечательные имена русской медицины: Лео Бокерия» заняла 3 место.
Формы и методы работы, представленные выше, позволяют активно включать студентов в учебный процесс, внеаудиторную и общественную работу.
Культурный человек не тот, кто знает, а тот, кто знает и соблюдает все законы и нормы нравственности данного общества.
К сожалению, гражданский нигилизм охватывает большие социальные группы населения, в том числе молодежь. В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма: недооценка роли права или его отрицательная оценка, неуважение к закону, пренебрежительное отношение к ним. Это часто приводит к правонарушениям. Растет подростковая преступность.
Студенты должны усвоить необходимость правомерного поведения – знать и понимать юридические права и обязанности, вести себя в соответствии с ними. Даже для достижения высокой цели нельзя нарушать социальные нормы, иметь осознанную жизненную позицию к негативным явлениям (неприятие).
В результате проводимой работы можно отметить повышение интереса к изучению общественных дисциплин, формирования активной гражданской позиции. Вот какие отзывы дали студенты I курса о научно-практической конференции «Этические проблемы молодежи» (2011 г.): «конференция прошла успешно; исследования всех участников были актуальны…, они наглядно отражают состояние всех сторон жизни подрастающего поколения; конференция мне понравилась, углубила мои знания…; считаю, что подобные конференции очень важны и интересны…; участники показали отличный уровень подготовки, а также огромный труд…; присутствие на конференции – новое впечатление в моей жизни…, я переживала за своих сокурсников…, может быть, в следующем году решусь сама участвовать»
У студентов формируются стойкие взгляды, гражданская позиция, повышается гражданская культура. Они не боятся публично выступать, дискутировать, высказывать свое мнение и отстаивать его.
Формирование гражданской культуры – это длительный, продолжающийся всю жизнь процесс. И то, что заложено в детстве и юности, найдет применение и развитие в дальнейшей жизни.
Эту работу следует продолжать, включая новые методы и формы, шире привлекать материалы интернета, готовить мини-проекты, презентации по важным темам воспитания гражданской культуры, привлекать большее количество студентов.
Мои предметы открывают широкие возможности для формирования личности студента, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу студенты смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В творческой работе студент полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс гуманитарных дисциплин дает необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен, поскольку, на взгляд автора, он дает возможность шире увидеть и глубже понять окружающий мир.
Список литературы.Конституция РФ. 1993 гЗакон РФ «Об образовании».
ФГОС, 2009 г.
История / П.С. Самыгин [и др.]. – Изд. 20-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Обществознание: учебное пособие для ссузов / В.В. Касьянов. Изд.11-е. – стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Основы философии / Т.Г. Лешкевич, О.В. Катаева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014..
7. А.Н. Иоффе «Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России». ПИШ №9 за 2008 г.