Статья. Актуальные проблемы современной логопедии.
Статья. Актуальные проблемы современной логопедии.
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии.
На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах
наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общегонедоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненныхдефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-
двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современныенейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований.
Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской
невропатологией и психиатрией.
Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются
особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной
нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза
речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной
(предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления
исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедическойработы.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших
предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальнойадаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить вболее ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется
во многом уровнем развития логопедии как науки.
Изучение логопедии является важным для всех работников детских,
особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений
проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является
сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевыхнарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает
отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все
психическое развитие ребенка.
Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как
речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у
нормально развивающихся.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются
следующие:
1. Унификация категориального аппарата.
2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов
и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-
педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода
в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурныхдокументов.
4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.
5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения приосложненных дефектах развития.
6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.
7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов
обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных
детских садах и школах.
8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и
коррекции речевых нарушений.
9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных,
школьных и медицинских учреждений.
10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики
различных форм нарушений речи.
11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования,
внедрение в учебный процесс компьютерной техники.
12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и
зарубежной теории и практике.
Понятийно-категориальный аппарат логопедии
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки
является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата.
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи.
Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка впроцессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются
сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется
как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной
языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования
психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения
коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной
коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно
существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом
общении.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1. Не соответствуют возрасту говорящего;
2. не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением
незнания языка;
3. связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических
механизмов речи;
4. носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а
закрепляются;
5. требуют определенного логопедического воздействия в зависимости отих характера;
6. часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое
развитие ребенка.
Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения отвозрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых,
от особенностей речи, обусловленных территориально-диалектными и
социокультурными факторами.
Для обозначения нарушений речи используются также термины
«расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речеваяпатология», «речевые отклонения».
Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень
сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы впроцессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при
недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень
усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры
предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его
аномальным формированием, наличием аграмматизмов.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма
речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.
Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов
несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы
(фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматическогостроя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и
соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться приалалии, дизартрии и т. д.
Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только
симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. Кроме того, вбольшинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие,
сколько системное расстройство речи.
В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и
«задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, прикотором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого
развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не
соответствует возрасту ребенка.
Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и
коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений
головного мозга.
Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо
нарушения речевой деятельности.
Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений)
нарушения речевой деятельности.
Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений вфункционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и
развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушении речи — это патологический механизм,
обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав)
речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро)
и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях спервыми, а также системные последствия. Различная структура речевогодефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и
вторичных симптомов во многом определяет специфику целенаправленногологопедического воздействия.
При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическоевоздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение»,
«воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и
др.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс,
направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на
воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция нарушений речи — это исправление или ослабление симптоматики
нарушений речи (бытующие термины «устранение», «преодоление речевыхнарушений»).
Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс
перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо
функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или
замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение.
Важнейшую роль в развитии компенсации играет центральная нервная система.
Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и
неречевых функций осуществляются на основе применения специальной системы
логопедического воздействия, в процессе которого формируются компенсации.
Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активнуюпознавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и
педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет
образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическомединстве.
Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное
управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств всоответствии с потребностями общества.
В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация
личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.
При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе
используется восстановительное обучение, которое направлено навосстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого
обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей
функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется дляобозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.
Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение
нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например,звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых
нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).
Заключение
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент
закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности
играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить напримере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку
в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок сраннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере
которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам
сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не
участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.
Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он
старается отмолчатся или ответить односложно, не принимать участия в
речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка, что речь можно
исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать
ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции
речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной
игрой.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает
оформление фраз, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о
коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи:
семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения
коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.