Статья: «Современные образовательные технологии в практике преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин»
« Современные образовательные технологии в практике преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин »
"Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади"
Аристотель
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает каждый учитель, приходя в класс. Безусловно, каждый решает эту проблему по-своему, ведь на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, выдавая его, как информацию. Что же можно сделать в этой ситуации?
Ориентация на развитие личности ребенка, реализация его субъектной позиции в учебном процессе, поддержка индивидуальности каждого учащегося определяет сегодня и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Что такое современные технологии на уроке? Понятие "технология" (от греч. tehne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе.
Противники считают, что технологизация образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, отражающейся в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима.
Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.
Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:
психолого-педагогическая направленность (позволяет учитывать психофизические особенности обучаемых);
изменение объектной позиции ребенка (посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося);
обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка).
Проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его.
Фридрих Ницше
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без ее элементов.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизацией познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации. Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Этапы постановки и решения проблемы.
Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока, используя при этом следующие приемы: подведение учащихся к противоречию с предложением самим найти способ разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть один и тот же вопрос с различных позиций; сравнение, обобщение, выводы, сопоставление различных фактов; постановка задач с заведомо допущенными ошибками.
Например, при изучении темы "Сложение дробей с разными знаменателями" в устную работу могут быть включены примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, и встретится пример, где знаменатели разные. Происходит заминка, создается проблема, как сложить дроби с разными знаменателями. В данном случае ученики умеют приводить дроби к одинаковым знаменателям, поэтому эта ситуация будет успешно разрешена самими учащимися. Проблемные ситуации можно создавать и при введении понятий. Например, при изучении темы "Ромб" ученики уже знакомы с параллелограммом, поэтому достаточно на доске нарисовать несколько ромбов разных по размеру, положению и цвету, и учащиеся сами смогут сформулировать определение ромба. Тему "Трапеция" можно начать с изображения на доске различных выпуклых четырехугольников. Среди них известные ученикам фигуры: квадрат, прямоугольник, параллелограмм и новый четырехугольник трапеция. Ребятам предлагается назвать их, дать определение, а неизвестный назвать "трапецией" и попросить учеников сформулировать определение самим.
Назначение человека - в разумной деятельности.
Аристотель
Технология проектного обучения.
Актуальность данной технологии определяется построением образовательного процесса на активной основе, через деятельность каждого ученика, основываясь на его интересах и потребностях. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Целевые ориентации. Создание условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса: интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы; интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта; индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей; образовательный процесс строится в логике деятельности, которая имеет личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях; необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Примеры проектов по математике:
"Красота по расчету или этот симметричный мир";
"Правдолюбцы и лжецы: элементы математической логики";
"Геометрия вокруг нас";
"Плюсы и минусы банковских процентов".
"Вы говорите: - Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: - Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть".
Я. Корчак "Когда я снова стану маленьким".
Технология развития критического мышления.
Актуальность. Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией. Критическое мышление означает разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру, а каждый ученик вырабатывает свое мнение. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: нужно не простое знание фактов; не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным, важен не объем знаний, а умение получать их и моделировать, не потребительство, а сознание и сотрудничество.
Целевые ориентации. Технология обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим количеством приемов и методов (стратегий), входящих в эту технологию, каждый может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии (разрешено все то, что не запрещено).
С предметами гуманитарного цикла все ясно и понятно. Можно рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, спорить. А как быть с техническими дисциплинами? Критическое мышление подразумевает обсуждение противоположных точек зрения, но как можно оспаривать ответ арифметического уравнения? Критическое мышление поощряет поиск разных решений, но как найти несколько ответов в стандартном задании на нахождение какой - либо одной величины? Критическое мышление не возможно без творческого подхода, но "технические" операции - это набор жестко определенных процедур, от которых нельзя отклоняться, а технические дисциплины - это воплощение неких истин, точности и совершенства.
Сегодня объясняя новое понятие, необходимо выяснить, какие представления, с ним связанные, уже имеются у ученика, а затем предложить ученику деятельность, благодаря которой он реорганизует свои взгляды и составит более адекватное понимание предмета.
Особенности образовательного процесса.
Этапы уроков в технологии:
Этапы.
Задачи.
Приемы.
Стадия вызова.
1. Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме.
2. Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
3. Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
Ключевые слова, логические цепочки, верные - неверные утверждения, кластер, мозговой штурм.
Стадия осмысления.
1. Получение новой информации;
2. Осмысление полученной информации;
3. Соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
Направленная работа с текстом, информацией.
Стадия размышления.
1. Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации.
2. Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы - вызов к следующему этапу.
3. Анализ всего процесса изучения материала.
Возвращение к кластеру, таблица, эссе, синквейн.
Организация групп для работы на основе участия всех без исключения (рабочие группы формируются произвольным образом). Обсуждение более продуктивно, чем работа в полной тишине (ученики имеют возможность делиться идеями, знаниями, дополнять мнение одноклассников, изменять свое собственное мнение). Использование заданий с продолжением вместо заданий с очевидным конечным результатом (исследовательская деятельность должна приводить учащихся к сомнению, вместо желания получить единственно верный ответ). Использование игровых ситуаций (давать ученикам время на обдумывание и разработку идей, вариантов дает возможность делать случайные открытия, осуществлять поиск, определять интуитивные решения). Личная вовлеченность (наша цель - заинтересовать своим предметом ученика думающего и чувствующего, пробудить его пытливость и доставить радость оттого, что любой предмет школьной программы - часть нашей повседневной жизни).
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?).
Диагноз (В чём причина?).
Самоконтроль (Каковы недостатки?).
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?).
Прогноз (Постройте прогноз).
Вот такие современные технологии можно использовать на уроках. В каждой из перечисленной технологии можно найти и достоинства, и недостатки. Их результативность очевидна: учащимся в большей степени присуща самостоятельность действий и размышлений, уважительное отношение к различным точкам зрения, умение работать в команде, отыскивать необходимую информацию. Выбор за вами!