Интерьер школьной столовой в стиле городецкой росписи. Проект.
Школьная научно-практическая конференция
учащихся 2-4 классов «День Науки и Творчества»
Интерьер для школьной столовой в стиле Городецкой росписи
Автор: коллектив
4 в класса МБОУ СОШ №1
села Александров-Гай
Саратовской области
Руководитель: Федюнина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
с. Александров-Гай, 2014
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………...3
1.1. Актуальность проекта………………………………………………………..4
1.2. Исследуемая литература……………………………………………………..4
2. Основное содержание……………………………………………………….. 5
2.1 Материалы и методы исследования ………………………………………...5
2.2. Цели и задачи исследования. ………………………………………………..6
2.3. Результаты исследования…………………………………………………….7
2.4.Обсуждение полученных результатов исследования………………………9
3. Выводы………………………………………………………………………...11
4. Список литературы……………………………………………………………12
5. Приложения…………………………………………………………………...13
Введение.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л.Сухомлинский.
Как формируется творческая личность? Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых младшие школьники овладевают определёнными знаниями, навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного искусства свидетельствуют о духовном величии. Громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в начальной школе.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Проект ориентирован на решение одной главной проблемы – формирование творческой личности.
Актуальность создания проекта
Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приёмы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приёмы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно – прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой часть процесса обучения. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Кроме того с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребёнка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Именно поэтому становится актуальной разработка проекта «Интерьер для школьной столовой в стиле Городецкой росписи».
Обзор научной литературы по теме исследования.
В качестве научной основы нашего проекта использован богатый материал. Для условий реализации данного проекта понадобилась литература «Городецкая роспиь по дереву», наглядный и дидактический материал: карточки с заданиями, рабочие тетради по основам народного искусства, наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», открытки с изображением узоров, игрушки народных мастеров, кроссворды, викторины по декоративно – прикладному искусству, компакт-диски с презентацией промыслов, натурные экспонаты, интернет ресурсы.
2.Основное содержание
2.1. Материалы и методы исследования.
Мы обсудили и решили выбрать инновационный (нетрадиционный) метод-метод творческих проектов. Это гибкая система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров или услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Также в ходе работы над проектом были использованы и традиционные методы: демонстрация, вербальные методы (рассказ, объяснение, беседа, инструктирование), практические методы, метод упражнений (отработка приёмов работы).
Материально-технические ресурсы: оснащение мастерской: в классе есть своя творческая мастерская, которая использовалась для проекта. Она отвечает требованиям осуществления различных видов детской изобразительной деятельности. Развивающая среда соответствует возрастным особенностям и возможностям детей. Кроме того, она включает в себя традиционные и инновационные компоненты. Она оснащена мебелью для детей, магнитофоном, наглядными пособиями, образцами из дерева, моноблоком, компакт-дисками, библиотекой, игротекой, - специальное оборудование (гуашевые и акварельные краски, кисти колонковые, беличьи №1, №2, №3, альбомы, бумага формата А3, А4, карандаши).
Конкретно для данного проекта нам ещё понадобились бытовые отходы: б/у коробка из –под чая, газеты, салфетки, пустые спичечные коробки, обрезки обоев, бумага формата А3, клейстер и масло растительное.
Проект имеет экологическую и экономическую значимость.
2.2. Цель исследования:
Цели:
1. Воспитание у учащихся интереса и патриотического отношения к истории родной страны.
2. Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному творчеству.
3. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков в области народного декоративно-прикладного творчества.
4. Ознакомление учащихся с историей возникновения городецкой росписи.
5. Овладение учащимися технологией выполнения городецкой росписи.
6. Самостоятельное выполнение учащимися городецкой росписи.
7. Нахождение новых актуальных областей применения для традиционных народных промыслов на примере городецкой росписи.
Задачи:
1. Ознакомление участников проекта с сутью выбранной проблемы.
2. Познакомить участников работы над проектом с историей возникновения городецкого промысла.
3. Дать знания о технологии и стилистике данного промысла, обучить необходимым приёмам работы.
4. Развить умения и навыки в самостоятельном производстве изделий по технологии и в стилистике городецкого промысла.
5. Направить познавательный интерес участников проекта на поиск новых областей применения городецкого промысла.
6. Применение полученных знаний о промысле в новых областях, не свойственных данному промыслу. (Работа в качестве дизайнеров интерьера: разработка моделей занавеса, кухонной мебели, посуды, декорированной мотивами городецкой росписи).
7. Изготовление элементов декора для портьер в стиле городецкой росписи.
8. Оформление разработанных моделей мебели, портьер, посуды элементами городецкой росписи.
9. Доказать возможность применения традиционных народных промыслов в новых актуальных областях. (Демонстрация результатов работы: презентация, показ готовых моделей).
Для достижения поставленных целей с участниками проекта была проведена следующая работа, разделённая на два этапа:
I. Изучение истории возникновения городецкого промысла.
Освоение технологии городецкой росписи.
Изготовление участниками проекта традиционных изделий городецкого промысла (роспись разделочных досок).
II. Обсуждение достигнутых результатов, поиск новых областей применения городецкой росписи (дизайн в школьной столовой).
Дизайн: разработка моделей мебели, посуды, портьер, декорированных мотивами городецкой росписи.
Изготовление элементов декора для моделей.
Демонстрация итоговых результатов.
2.3 Результаты исследования.
Проблемный вопрос.
Востребована ли в современной жизни городецкая роспись?
Гипотеза: Городецкая роспись является достоянием русского народа.
Как привлечь внимание общества к этому вкладу, что оставили нам наши предки?
Возможное решение этой проблемы нам представляется в нахождении новых, актуальных и нетрадиционных областей применения для народных промыслов, как неотъемлемой составляющей общего исторического и культурного наследия России.
Была создана творческая группа из учащихся, пожелавших принять участие в работе над проектом по вышеуказанной проблеме. В неё вошли обучающиеся 4 в класса(18 человек).
Ход исследования:
Изучили историю возникновения Городецкой росписи.
Выяснили, какие бывают виды Городецкой росписи.
Узнали особенности техники выполнения Городецкой росписи.
Рассмотрели, где в современном мире применяется Городецкая роспись.
Сделали вывод: Городецкая роспись востребована. Нам необходимо придумать что-то новое и востребованное.
Ознакомление участников проекта с сутью выбранной проблемы.C участниками была проведена беседа по теме творческого проекта.
Результат беседы: осознание важности поставленной проблемы, значимости работы по ней. Выбор конкретного промысла как объекта, на примере которого будет осуществляться творческая деятельность (Городецкая роспись по дереву). Ознакомление участников работы над проектом с историей возникновения городецкого промысла.
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию основал его ещё в двенадцатом веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец ещё и Малым Китежем. Старая легенда рассказывает, что поехал князь «с места того сухим путём» к озеру Светлояру. И заложил на том озере Большой Китеж, а расстояние «между городами было сто вёрст». Во время нашествия хана Батыя на Русь враги сожгли и разграбили Городец. Но князь, как повествует летопись, «изыде тайно из града того в большой град Китеж». Так в те далёкие времена родилась легенда о чудесном граде Китеже, который при приближении врагов опустился в воды озера Светлояра. И будто бы слышно иногда, как в глубине его звонят китежские колокола.
А Городец – Малый Китеж восстал из пепла как сказочная птица Феникс. Он стоял на бойком месте – на берегу Волги. Шли по реке суда с грузами и разным товаром для ярмарок. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники и резчики по дереву. Они строили корабли и дома, делали прялки, сундуки, кухонную утварь и всё это украшали резьбой. Позже резьбу на прялках стали подкрашивать яркими красками, а затем и вовсе заменили росписью. Расписывались не только прялки, но и ларцы-шкатулки, сундуки, мебель, посуда и деревянные игрушки. Полностью промысел в виде росписи по дереву сложился к середине девятнадцатого века[Клиентов А., «Народные промыслы», М, «Белый город», 2004].
Участники проекта получили знания о технологии и стилистике данного промысла, обучились необходимым приёмам работы.
Обучение технологии промысла целесообразно начинать в последовательности:
1 - знакомство с палитрой (основными цветами росписи);
2 - стиль росписи (особенности росписи – «почерк»);
3 - мотивы росписи (растительный, зооморфный, антропоморфный, сюжетный), элементы и композиция росписи;
4 - технология (последовательность выполнения, инструменты).
5 - применение (изделия, обычно украшаемые росписью)
Процесс обучения сопровождается наглядностью и показом преподавателя.
1. Недаром за городецким промыслом закрепилось словосочетание «Весёлый Городец». Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна, все цвета яркие, весёлые. Зелёный, жёлтый, синий, голубой, красный, розовый, коричневый цвета сочетаются с чёрным и белым.
2. Со стилистикой городецкого промысла участники проекта знакомятся по наглядным образцам. Проводится сравнение с другими видами росписи по дереву и другим материалам (Гжель, Хохлома, Жостово).
3. Мотивы росписи (растительный, зооморфный, антропоморфный, сюжетный), элементы и композиция росписи.
Растительный орнамент в городецкой росписи, как правило, складывается из изображений цветов (василёк, купавка, роза), ягод, листьев и завитков, напоминающих усики «мышиного горошка» или вьюнка. Цветочные композиции делятся на гирлянды и букеты. Цветочный орнамент может быть основным украшением изделия, но чаще он является дополнением к основной композиции или выполняется в виде рамки, обрамляющей изделие.
Зооморфный мотив включает изображения птиц (петушков, тетеревов, фазанов, райских птиц) и коней (в качестве композиционного центра или включённого в сюжетную сценку).
Антропоморфный мотив – это изображения людей (всадников, дам и кавалеров). Часто антропоморфный мотив неотъемлем от изображения сюжетных сцен: изображаются сцены народных гуляний, чаепитий, баталий, посещений трактиров [Сокольникова Н.М., «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», М, «Академия», 1999].
Для работы над проектом выбраны изображения цветов и птиц.
4. Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов:
1. Выполнение крупной кистью «замалёвка» (подмалёвка) основных цветовых пятен.
2. «Тенёвка».Нанесение тонкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой (т.е. прорисовка деталей).
3. «Оживка» мотивов белилами или другими цветовыми тонами.
Особую выразительность городецкой росписи придаёт нарядная «оживка», выполненная белилами. Иногда её называют жемчугом.
Результат: овладение участниками проекта технологией выполнения и приёмами городецкой росписи.
2.4.Обсуждение полученных результатов исследования.
Направить познавательный процесс участников проекта на поиск новых областей применения городецкого промысла.
С участниками проекта была проведена беседа.
Беседа:
- обсуждение результатов первого этапа работы над проектом;
- подведение итогов первого этапа;
- поиск и обсуждение новых нетрадиционных областей применения городецкой росписи;
- обсуждение последовательности работы над вторым этапом проекта;
- выбор художественных материалов.
В ходе обсуждения по поиску новых нетрадиционных областей применения городецкой росписи был выбран дизайн интерьера школьной столовой.
Объекты дизайна, так же как и все произведения искусства, несут на себе печать времени, уровень технического прогресса и социально-политического устройства общества [Сокольникова Н.М., «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1996].
Человека окружает предметная среда. Со временем меняется не только внешний вид какого-либо предмета быта, но и материал, из которого он создаётся.
Поэтому наша исследовательская группа выбрала в качестве новой области применения городецкой росписи дизайн школьной столовой из натуральных материалов.
Также была выбрана последовательность работы над вторым этапом проекта:
1. Создание эскизов моделей мебели, посуды, портьер, декорированных в стиле городецкой росписи.
2. Выполнение декоративных элементов для будущих моделей.
3. Выбор художественных материалов.
Применение полученных знаний о промысле в новых областях, не свойственных данному промыслу.
Творческая группа обучающихся разработала несколько вариантов моделей мебели, столовой, посуды. портьер, эскизы украшений. Главным условием при их создании являлось декорирование каждой модели в городецкой стилистике.
В работе использовались графические художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь).
Выполнение моделей участники проекта выполняли. Разбившись на группы. Первая группа делала из картонной коробки модель школьной столовой, обклеивала её обоями, подходящими для интерьера школьной столовой.
Вторая группа делала мебель(столы, стулья) из спичечных коробок, оклеивая их тыльной стороной обоев).
Третья группа делала посуду (чашки, блюдца, тарелочки) - папье-маше из газет.
Четвёртая группа шила портьеры и наносила рисунок в стиле городецкой росписи акриловыми красками.
Пятая группа составляла композиции и наносила их гуашью на посуду и мебель.
Отчёт о проведённой работе по разрешению проблемы низкой популярности и забыванию народных промыслов, как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства на примере городецкой росписи оформлен в виде презентации (слайд-шоу).
Участники проекта доказали возможность применения традиционных народных промыслов в новых актуальных областях. (Демонстрация результатов работы: презентация, показ готовых моделей).
Результат: Модели, созданные участниками и руководителем проекта, декорированные в стиле городецкой росписи (модель школьной столовой, мебель для школьной столовой, чайный сервиз, портьеры).
3.Выводы:
Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
Рисование популярно среди детей. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача школьной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности эмоционально отзывчивые, активные, с эстетическим восприятием, творческим мышлением и творческим воображением.
Вывод: Решение проблемы низкой популярности и забывания многих народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства возможно путём не только целенаправленного обучения технологии какого-либо вида народного декоративно-прикладного творчества в традиционной сфере, но также и путём нахождения новых актуальных в современном мире областей их применения.
В результате исследования мы выяснили, что Городецкая роспись является культурным наследием русского народа. Она впитала в себя эстетические и художественные традиции наших предков и заняла достойное место в современном мире, став национальным достоянием русского народа.
Исследовательский проект с элементами творчества достиг поставленных дидактических целей и методических задач.
В процессе исследований гипотеза нашла подтверждение.
Продуктом проекта являются презентация, модель «Интерьер для школьной столовой в стиле Городецкой росписи.
4. Список литературы:
Вохринцева С.В. «Народное творчество». Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий», г.Екатеринбург, 2006г.
Вохринцева С.В. «Народное творчество - 2». Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий», г.Екатеринбург, 2006г.
Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» г. Москва , «Мозаика-Синтез» 2003г.,
Дорофеева А. «Городецкая роспись по дереву» Наглядно-дидактическое пособие. Издательство «Мозаика – Синтез», г.Москва,
Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.
Моран А. Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981.
Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Интернет, ресурсы
http://www.ds-81.ru/metodistu/vidi_rospisey_dekorativno-prikladnogo_iskusstva_dostupnie_detyamhttp://festival.1september.ru/articles/591745/http://doshkolnik.org/risovanie/index_ru.htmlhttp://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/izo_dejatelnost/dekorativnoe_risovanie_po_motivam_gorodeckoj_rospisi
http://doshkolnik.org/dekorativnoe-risovanie./vstuplenie-dekorativnoe-risovanie_ru.html