«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

Автор: Полковникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ гимназия № 1
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок - путешествие
Время проведения: февраль

Технологическая карта изучения темы
«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»


Тема
Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи (2 урок)


Цель
-углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства: народные промыслы (городецкая роспись);
-изучить особенности городецкой росписи и уметь ее отличать;
-уметь выполнять элементы городецкой росписи, создавать композицию из них для росписи тарелки;
-развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
-развивать воображение, фантазию, наблюдательность, художественный вкус;
-воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;


Основные понятия
орнамент, розаны, купавка

Межпредметные связи
окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы
-основные


-дополнительные
О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская
Рабочая тетрадь к учебнику изобразительное искусство "Разноцветный мир", 2 класс. – М.: - Баласс, 2012.


-предметы городецкой росписи;
-конверты для парной работы с названием города (Приложение 1);
-конверты с геометрическим материалом (Приложение 2);
- шаблоны тарелок для групповой работы (Приложение 3);
-шаблоны тарелок для росписи (Приложение 4);
-конверт с купавками и розанами (Приложение 5);
-шаблон подноса (Приложение 6);
-план работы группы (Приложение 7);
-опоры для групповой работы (Приложение 8);
-ролик «Народная музыка» (Приложение 9);
-видеоролик «Городецкая роспись» (Приложение 10);
-краски, кисти;
-ноутбук с выходом в Интернет;
-проектор;
-коллекция ЦОР;



Условные обозначения






Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы урока
Ход урока

I Актуализация знаний































II Формулирование темы и целей урока













III Открытие нового знания















































































































IV Практическая работа




























V Итог урока









VI Рефлексия











-Ребята, на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в славный и древний город, а в какой, вы узнаете, выполнив задание.
-Возьмите карточки в конверте и расположите их в порядке цветов радуги. (Приложение 1)

Г

о
р
о
д
е
ц

- Прочитайте хором название города. (Дети читают название.) (СЛАЙД 1)
-Так как этот город очень маленький, отправимся по нему пешком.
(Вопрос за кадром: «Ребята, а хотите ли, вы, побывать в музее?»)

Перед вами музей народных промыслов. В музее два зала. Заходим в первый зал. Называется он выставочный зал. В нем представлены предметы, относящиеся к различным промыслам. (СЛАЙД 2)

Задание: Соотнеси название промысла и предмет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Единая коллекция ЦОР)

-Пройдем в зал «Из истории росписи».
- Что вы уже знаете о городецкой росписи?

-Вспомните, какие элементы использовали городецкие мастера в своей росписи?
(розаны, купавки, бутоны цветов)

Ученик: Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розан - это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
( Л. Куликова.) (СЛАЙД )
-Что вы узнали, посетив выставочный и исторический залы?
(Узнали, какие элементы используют мастера для росписи предметов, и как он называются. Научились узнавать предметы городецкой росписи.)

-Ребята, кто из вас догадался, какой будет тема нашего урока? (СЛАЙД 3)
(Городецкая роспись. Украшение предмета.)
-Определите цели, используя опорные слова. (СЛАЙД 4)

1.Научиться... (рисовать элементы городецкой росписи).
2.Использовать ...(полученные умения для оформления работы).
3.Развивать... (творческие способности).

- Подходим к Мастерской. В ней работает мастер. Посмотрим, как он работает. (СЛАЙД 5)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

(Сопровождение рассказа учителя показом ролика.) Видеоролик. (Приложение 10)

-В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
-Сначала готовили цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносили главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполнялся обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
-Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

- Назовите, этапы росписи предмета. (СЛАЙД)

Подготовить цветной фон предмета.
Подмалевка. Нанесение главных фигур в виде крупных цветовых пятен голубого или розового цвета.
Теневка. Обозначается центр цветка, рисуются лепестки.
Оживка. Прорисовывание белой и черной краской.

- Мастер предложил и нам попробовать украсить предмет. Это тарелка.
-Какую технику росписи тарелки вы можете предложить? (Ответы детей: узор, орнамент.)
Задание:
-Посмотрите на слово, в нем не хватает нескольких букв. Восстановив их, вы узнаете, какую технику росписи применим мы. (. РН. М. НТ)

-Что такое орнамент?

Работа со словарём.
Орна
·мент (лат. ornemantum украшение) узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
- Предлагаю отдохнуть. Повторяйте движения за мной.

Физминутка

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их, как хочешь, поверни, (вращение рук в кистях),
По дороге белой, гладкой, (гладят ладошки),
Скачут пальцы, как лошадки, (пальцы бегают по столу),
Чок-чок-чок-чок-чок-чок, (постучать в кулачок),
Скачет резвый табунок, (хлопки в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши.) Не сидится им опять. (встряхиваем кистями.) Постучали, (стучим по столу), повертели, (круговые вращения кистью) и работать захотели. (потираем руками.) Поработают немножко, (хлопаем в ладоши), мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе.) Постучали, (стучим по столу), повертели, (круговые вращения кистью), и опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши.)

-Потренируемся составить орнамент в круге.
-Работать будете в группе.

-Повторим правила групповой работы.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу. (СЛАЙД )

- Возьмите конверт, достаньте геометрические фигуры. Составьте орнамент в круге. (Приложение 2, 3)
- Выполните задание.
(Дети оформляют узор в круге.)

Показ работы групп. (На доску дети прикрепляют круги с орнаментом.)
-Будьте внимательны. Представители группы отвечают, а вы слушаете и (слышите), смотрите и (видите), думаете и (оцениваете)
(Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске)




Обсуждение образцов.


Изучим технологическую карту урока.
- Рассмотрите тарелку в центре разворота тетради и расскажите, в чем особенности композиции? (с. 28-29)

-Какую композицию использовал мастер?
-Из каких элементов состоит орнамент?
-Какие цветовые решения предпринял?

-Изучите схему росписи тарелки на с. 28-29.
(Дети проговаривают этапы росписи)

Практическая работа (роспись тарелки)

- Украсьте тарелку элементами городецкой росписи, как это делают народные мастера.
- Вы познакомились с элементами росписи, уточнили понятие «орнамент», потренировались в его создании.)
-Примените ваши умения в украшении тарелки. (Приложение 4)

Самостоятельное выполнение работы

Звучит народная музыка. (Приложение 9)
Дети оформляют тарелки.

Выставка работ
- Ребята, в музее есть зал, в котором посетители могут оставить свои работы для новой выставки.
- Повесьте работы на стены музея.
- Посмотрите, какие красивые тарелки у вас получились. Они украсят любой дом.
- Я вижу еще одну дверь в музее. Но на ней висит замок. Чтобы узнать, что находится за этой дверью, нужно открыть замок. Ключ от замка –это ваши правильные ответы на вопросы:

В каком старинном городе мы сегодня побывали?
Чем он знаменит?
-Замок открылся! Прочитайте надпись на дверях: «Успех».
- Вам удалось добиться успеха. Молодцы! Мастер оставил для вас поднос, который предложил украсить розанами и купавками, соблюдая технику орнамента. Возьмите заготовки в конверте и украсьте поднос. (Приложение 6)

У вас получился расписной поднос, который может украсить любой дом. Молодцы!


?


мммммммммммммммммммм мМ

дддддд Д

М

-

+


м
М

д Д





м
М

д Д





мммммммммммммммммммм мМ

дддддд Д

М



Рисунок 1215