Конспект к интегрированному уроку по биологии и ИЗО Покрытосеменные растения и изображение их на жостовских подносах
Конспект урока
«Покрытосеменные (цветковые) растения и их изображение на жостовских подносах».
Цели урока:
создать условия для формирования представлений о покрытосеменных растениях как о наиболее прогрессивной группе растений,
способствовать формированию представлений об их значении в природе и жизни человека;
содействовать в формировании представлений об изображении покрытосеменных растений на жостовских подносах.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:Знание отличительных признаков цветковых растений, умение различать их в природе, наглядном материале, гербарных экземплярах; знание и воплощение техники жостовской росписи.
Метапредметные: Умение работать с источниками информации, умение отбирать необходимые сведения, умение анализировать предоставленный материал.
Личностные: Развитие любознательности, самоконтроля, эстетическое развитие через личностное отношение к изобразительному искусству.
Универсальные учебные действия.
Познавательные УУД: развитие у учащихся навыков поиска и отбора необходимой информации, её систематизация, сопоставления.
Регулятивные УУД: развитие навыков выполнять задания в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные УУД: формированиепотребности сотрудничать с учителем, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД: развитие любознательности и интереса к изучению природы, искусству живописи.
Содержание учебного материала:
Особенности покрытосеменных растений (цветок, семя, плод), значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека, изображение покрытосеменных растений на жостовских подносах.
Деятельность учащихся: уметь работать с натуральными объектами, делать зарисовки в виде схем. Обобщать, делать выводы, соблюдать правила работы с раздаточным материалом, уметь выполнять рисунки в жостовской технике.
Оборудование: Рисунки « Строение цветкового растения», изображения покрытосеменных растений лугов, полей; жостовские подносы, изображения фрагментов жостовской росписи, работы художников, работы учащихся, краски, учебники по биологии, ИЗО; компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Организационный этап. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание доброжелательной атмосферы.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на необычном уроке. Вы видите двух учителей: биологии и ИЗО; изображения растений и примеры творческих работ учащихся, работы мастеров живописи.
2. Актуализация знаний.(Основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, подвести их к формулировке темы и целей урока.)
- Что же мы будем изучать на данном уроке? Чтобы это узнать, давайте с вами отгадаем загадки (слайд 1).
Ответы учащихся – растения.
- А послушайте ребята, как красиво о растениях написал поэт:
Цветы нам дарят настроенье,И пробуждают вдохновенье,Как символ чистой красоты,Ведь очень трудно без мечты! (слайд 2)
Давайте теперь ребята попробуем назвать тему нашего урока, сопоставив слайды, учебные таблицы. Учащиеся называют тему «Растения, которые имеют цветы или цветковые растения». (слайд 3)
- Вы видите, что на уроке присутствует учитель ИЗО, поэтому тема нашего урока непосредственно связана и с изобразительным искусством, с особой техникой росписи на подносах – жостовской техникой, мастера которой используют в своей работе изображения цветковых растений.
А каковы цели урока? Учащиеся озвучивают цели урока, учитель помогает точно сформулировать их. (слайд 4)
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с общей характеристикой цветковых растений, выяснимпреимущества перед ранееизученнымигруппамирастений, рассмотримзначениерастений в жизничеловека и, главное, постараемсясделатьнаброски в жостовскойтехникеиспользуяизображения, выданныхрастений.
Этап открытия новых знаний
(изучить общие черты цветковых растений, их роль в природе и жизни человека)
- Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками.
Что же объединяет все эти растения? Ответы учащихся. (слайд5)
Во – первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений – цветковые.
Ещё эти растения называют покрытосеменные.
Как вы думаете, почему ?
Семена у данной группы растений располагаются не открыто, а внутри плода.(слайд 6).
Сформулируем признаки покрытосеменных растений:
это растения, которые имеют цветок,
это растения, которые имеют плод с семенами.(слайд 7)
- Рассмотрим строение покрытосеменных растений.(слайд 8, 9)
ФизминуткаРабота с учебником
- Используя текст учебника на странице 83 – 84 дайте краткую характеристику покрытосеменным растениям.Ответы учащихся.(слайд 10)
- Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты – в тундрах, степях, пустынях. Особенно много их в смешанных лесах. (слайд 11, 12, 13)
- Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека.(слайд 14, 15, 16)
- А о том как используются изображения покрытосеменных растений в живописи расскажет учитель ИЗО.
6.Актуализация знаний по ИЗО с использованием презентации ( опираясь на предыдущий урок)
- Так как же называются те объекты, которые изображаются на жостовских подносах? Вам нравится связь биологии и ИЗО?
-Напомните, как соответствует форма и назначение подносов? - Найдите настоящие жостовские подносы среди этих подносов? (Показ подносов)
-Какие композиции вы запомнили?
-Соответствует ли порядок технологической цепочки изготовления подноса и терминов этого процесса, записанных на доске. Что эти термины обозначают?
-Почему мастер расписывает сразу несколько подносов? Использует ли фотографии?
(Форма подноса и убор сделаны детьми на предыдущем уроке ИЗО)
7. Задание к практической работе (с выполнением на доске )
-Широкими мазками делаем замалевок сразу 2-3 цветков, направленных (дети дополняют – в разные стороны)
Далее выполняем тенежку и бликовку, самый последний акцент – чертежка.
Такие же действия производим с листьями букета, дополняем травинками, усиками…
8. Практическая работа
-Используя учебник, слайд презентации, открытки и работу на доске, выполните роспись букета цветов в жостовской манере
(во время работы показ работ учеников нашей школы прошлых лет)
9. Закрепление и проверка усвоения материала
-Давайте обобщим наши знания, полученные на уроке. Учащиеся анализируют свои ответы и ответы товарищей, аргументируют свою позицию.
-Покажите получившиеся работы по ИЗО.
10 . Рефлексия
(Выявить наиболее проблемные моменты урока, развитие монологической речи учащихся)
Закончи предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
11 .Подведение итогов урока
Анализ работы на уроке учащихся, оценка их работы;
Домашнее задание (п. 17 учебника, с. 87 ответить на вопросы № 1-8, Желающим составить кроссворд по изученным группам растений
По ИЗО при необходимости закончить дома работы, пользуясь учебником