Презентация по ИЗО Жостово. Роспись по металлу 5 класс.
Жостово. Роспись по металлу.Презентацию приготовила:Учитель ИЗОЯмашева Диана Рафаэльевна
Жостовский подносКто смел раскинуть на подносетакие яркие цветы?В своем бесхитростном вопросеедва ль ответ не спрячешь ты:Смел – смелый, смелая – сумела.Из-под руки, как ветерки,как стая ласточек, взлетела,разбрасывая лепестки,кипень цветочная.И странно – она напомнила на миг,как возникает из туманадавно готовый к жизни стих:то восклицаньем,то вопросом,то в полумраке,то в огне,то звонким жостовским подносомвдруг полыхнет на белизне.На жостовском подносе В зеркальной глади лака –Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака, Багрянец поздних листьев, Лесной подснежник первый... А жостовские кисти Нежнее легкой вербы.
Жо́стовская ро́спись — российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (XVIII век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово.
В 1960 — е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.