Статья Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе использования технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Активизация мыслительной деятельности учащихся
на основе использования технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие и большинство учеников считают его одним из самых сложных предметов. Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение, проявить собственные возможности, почувствовать и пережить успех – главная задача учителя русского языка и литературы.
Традиционные приёмы и методы обучения по-прежнему занимают ведущее место на уроках русского языка. Но модернизация, коснувшаяся всех отраслей жизни, прочно вошла и в систему образования, поэтому, основная задача учителя русского языка – сформировать грамотную личность.
Современная жизнь диктует новые требования, чтобы стать успешным, необходимо овладеть новыми технологиями обучения. Для этого в учебный процесс необходимо внедрение инновационных методик, обеспечивающих индивидуализацию обучения, развивающие самостоятельность учащихся.
Эффективной формой обучения на уроках русского языка является использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся, активизирует их деятельность.
Школа – это первый этап к вступлению во взрослую жизнь, и учитель обязан взрастить из ребёнка человека порядочного, рассудительного, способного самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию. Для этого необходимо много времени уделять поискам активных форм и методов обучения.
Приёмы технологии РКМЧП являются очень продуктивными, так как они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Усвоение, а затем и воспроизведение в данной технологии происходит осознанно, приёмы интересные и захватывающие. Ученики работают активно и осмысленно.
Импонирует в данной технологии многое: во-первых, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока; во-вторых, учащиеся думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения. Всё это позволяет развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, которые необходимы человеку в современном обществе. Данная технология побуждает ученика к активной деятельности на всех этапах урока и эффективна при работе, как в письменной, так и в устной форме.
Ценность данной технологии и в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает к действию, так как работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ. Учитель и ученик вместе участвуют в добывании знания.
Приёмы технологии РКМЧП не подменяют, а дополняют другие методы и приёмы обучения. Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания.
Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но может быть интересной и посильной всем.
Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится. И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком.
ЛИТЕРАТУРА.
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.
Под ред. Н.В. Щурковой. М., 1998г.
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2004г.
И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя. СПб., Альянс «Дельта», 2003г.
Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. Газ. «Русский язык», 2009г, №7.
Л.Г.Ларионова. Обучение орфографии с учетом достижения обязательного уровня орфографической грамотности учащихся. РЯШ. 1990г. №2.
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., Народное образование. 1998г.