ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Описание опыта педагогической деятельности
УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ мбоу «пролетарская сош»
Бахтияровой Сарии Анваровны
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках географии через использование технологии РАЗВИТИЯ критического мышления»
Информационный блок
Название темы опыта
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках географии через использование технологии критического мышления.
Актуальность опыта
Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей.
Логичность и стройность технологии опирается на исследования в области гуманистического направления в философии, психологии, педагогике и дидактике средней школы. Она предоставляет возможность учителю расти вместе с учеником, идя по ступеням образования рука об руку, испытывая уважение друг другу и поддерживая стиль равноправного партнерства в этом процессе.
Цели, задачи опыта
Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Современная география – динамичная, быстро развивающаяся наука. Знания, полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются, заменяются.
Перед учеником в данной ситуации стоит сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их преодоления.
Задача научить учащихся:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях, делать выводы;
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Ведущая идея опыта
Идея опыта заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся, развитии творческих способностей и критического мышления посредством использования трехфазовой структуры урока (вызов, осмысление, рефлексия) через совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем поисково-исследовательскую, творческую активность), а затем предоставить ему основания для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания, осознать их значимость и ценность для практической деятельности.
Длительность работы над опытом
Я работаю учителем географии четвертый год. В 2011 году, не имея образования учителя географии (образование: учитель русского языка и литературы), я начала вести географию. В первый год было очень тяжело, так как не зная методики преподавания уроков географии, я постоянно изучала методы, формы и приемы работы на уроках. Мне посчастливилось стать участником семинара «Развитие критического мышления». С тех пор я по-новому взглянула на работу учителя географии, убедилась в эффективности использования технологии РКМЧП на уроках и во внеурочной деятельности.
1 этап - подготовительный
На первом этапе необходимо было изучить научно-методическую литературу, материалы педагогического опыта учителей по вопросам использования технологии РКМЧП на уроках. На начало 2011/2012 учебного года в школе была создана творческая группа учителей, в нее входили учителя географии, русского языка и литературы, информатики, обществознания.
Наша группа работала над проблемой использования технологии РКМЧП в образовательном и воспитательном процессе. Мы изучали приемы и стратегии технологии критического мышления применительно к своему предмету. Были проведены обучающие семинары.
2 этап - апробация и использование опыта
Одной из задач на 2012/2013 учебный год было внедрение технологии РКМЧП в учебный процесс преподавания географии. Технология применялась не в системе, а выборочно. Необходимо было определить, какие приемы и стратегии технологии наиболее приемлемы на уроках географии и овладеть приемами и стратегиями самому учителю.
Мною были разработаны уроки с использованием стратегий и приемов критического мышления по темам:
«Воды Мирового океана» (открытый урок в 7 классе в рамках заседания РМО учителей географии «Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции ФГОС. Методы и приемы деятельностного подхода на уроках географии в условиях перехода на ФГОС ООО, 29.02.2012 года);
«Гидросфера» (6 класс);
«ТЭК России. Нефтяная и газовая промышленность» (9 класс);
«Главные типы почв России» (8 класс) и др.
3 этап - обобщение опыта работы
По данной теме выступала, как учитель географии и как заместитель директора по УВР, с докладами на методических семинарах в школе, провела мастер-класс с учителями, подготовила мастер-класс для участия учителя информатики в муниципальном этапе конкурса «Учитель Оренбуржья-2014».
Имею публикации с использованием данной технологии на сайтах Инфоурок, Открытый класс http://www.openclass.ru , http://www.proshkolu.ru
В 2015 году был обобщен мною опыт по теме «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках географии через использование технологии развития критического мышления» на уровне школы.
Также в январе-феврале 2015 года прошла дистанционные курсы «Разработка урока в ТРКМ» в количестве 36 часов АНО «Центр Развития Молодёжи» г. Екатеринбург и по окончании получила диплом.
2. Описание технологии опыта
2.1. Теоретическая база опыта
Технология РКМЧП была разработана американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темплом и С.Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. С 1996 года технология РКМ распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной читательской ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран, в том числе и в нашей.
Так, в статье «Что такое критическое мышление» профессор, преподаватель американской литературы из штата Мичиган Дэвид Клустер дает обоснование понятию «критическое мышление», выделяет его особенности, показывая возможности его воплощения в различных видах учебной деятельности.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
Во-вторых, информация является отправным пунктом критического мышления. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
В – третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любознательны по своей природе. Мы замечаем что-то новое и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
В–четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В–пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.
2.2. Описание сути опыта
Цель опыта – способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий и явлений), формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других. Продуктивная познавательная деятельность учащихся, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю в свои уроки проблемные вопросы и задачи, использую межпредметные связи, различные приемы, позволяющие обеспечить связь изучаемого материала с современностью. Стараюсь привлечь ребят к анализу явлений, самостоятельному поиску объяснений тех или иных процессов и событий, привить вкус к рассуждениям.
Для того чтобы определить своеобразие критического мышления, нужно разобраться с тем, что такое «мышление» как таковое.
Толковый словарь определяет мышление как «способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях».
Запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. «У компьютера память гораздо лучше, чем у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением».
Понимание – это тоже сложная мыслительная операция, в ходе которой в голове человека происходит сложный интеллектуальный процесс, но критическим мыслителем такого человека тоже назвать нельзя. Запоминание фактов и понимание идей являются предварительным условием для критического мышления. Такое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.
Особенностями критического мышления являются:
1.Индивидуальный характер и самостоятельность.
Ученики должны иметь достаточно свободы, думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы, формулируя свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
2.Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, традиционный процесс мышления благодаря критическому мышлению становится не только осмысленным, но и непрерывным и продуктивным.
3.Постановка вопросов, уяснение проблем, которые нужно решить.
Подлинный познавательный процесс характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
4.Убедительная аргументация.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
«Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию».
Любой критический мыслитель должен обладать качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимостью, умением слушать других, ответственностью за собственную точку зрения.
Для эффективности обучения учитель совместно с учениками должен пройти через три стадии:
Стадию вызова (ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, определяются цели изучения материала);
Стадию реализации смысла (осмысление материала во время работы над ними);
Стадию рефлексии (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.
Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные стратегии и приемы:
синквейн
кластер
пятиминутное эссе
инсерт
тонкие и толстые вопросы
ЗХУ
ролевую игру
мозговой штурм
прогнозирование
Применение данных стратегий и приемов оправдано, так как учащиеся работают с ними систематически.
А начинала я работу с использования приема «синквейн». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейны очень полезны в качестве:
инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
средства оценки словарного запаса учащихся;
средства творческого самовыражения;
Использование стратегии «толстых» и «тонких» вопросов позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизировать к поиску ответа). Приведу примеры некоторых «тонких» вопросов, составленных учащимися:
Что экспортирует Россия?
Могли ли острова быть частью материков?
Как звали мореплавателя, который умер на Филиппинских островах?
Примеры «толстых» вопросов:
Почему вы считаете, что о.Исландия вулканического происхождения?
Предположим, что все страны мира объединились в одно государство. Какую торговую политику стало бы оно проводить?
Прием «мозговой штурм» дает возможность уже с начала урока пробудить интерес к изучению темы, способствует тренировке умения кратко и четко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Данный прием можно проводить фронтально, со всем классом, записывая идеи на доске, индивидуально, когда идеи фиксируются в тетрадях, а потом уже обсуждаются совместно, в парах или группах.
По теме «Экономический рост и развитие стран мира» (11 класс), учащимся предлагается обсудить, по каким показателям можно судить об уровне благосостояния жителей какой-либо страны. После окончания работы, группы озвучивают идеи, а учитель записывает их на доске:
величина ВВП на душу населения;
сбережения, накапливаемых в банках и ценных бумагах;
потребление продуктов питания;
уровень образования и состояния здоровья и др.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Чтобы способствовать постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к «новому», можно использовать прием «инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или прослеживания специальными знаками, например, (+) – знал, знакомо; (-) – не знаю; (?)- удивлен; (!) – интересно. Использование данного приема позволяет осознанному чтению. А «условные значки» помогают читать более внимательно, способствуют запоминанию материала.
Как правило, на таких уроках присутствует разнообразие методов и приемов работы, очень большое внимание уделяется самостоятельной работе, учащиеся выполняют работу в группах (парах, индивидуально). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. При этом всегда учитываю возрастные и психологические особенности учеников, их работоспособность, интересы.
. Результативность и эффективность опыта.
Результатами применения данного опыта являются:
Перевод организации образовательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика.
Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания.
Повышение интереса учащихся к изучению географии, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, различных конкурсах, где они занимают призовые места.
Стабильное качество знаний по предмету – 75-80 %.
Выпускники 9 выбирают предмет при сдаче ГИА ( успеваемость 100%; качество знаний составил в 2010-2011 учебном году 50 % (2 ученика, средний балл - 21), 2011/2012 учебном году - 100% (5 учащихся, ср. балл - 25) , 2012/2013 учебном году – 83 (6 учащихся, средний балл 22,67).
Заключение
Данный опыт может быть использован учителями – предметниками естественнонаучного цикла при условии знакомства с основами технологии критического мышления и при условии принятия личностных целей, запросов и интересов учащихся, уважения их личности и достоинства.
Трудоемкость опыта заключается в больших временных затратах на подготовку к урокам, что включает в себя:
Переработку текста учебника и подбор дополнительной литературы и документов, так как далеко не все учебники рассчитаны на интерактивные методы обучения;
Тщательный выбор приемов и способов обучения, согласно содержанию учебного материала и уровня подготовленности учащихся.
4. Литература
1.Загашев.И.О. Учим детей мыслить критически – М, 2003 г.
2.Муштавинская.И.В. Развитие критического мышления на уроках –М,2004г.
3.Щербакова. С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы – Волгоград, 2008 г.
4.Загашев. И.О. Умение задавать вопросы – Библиотека в школе, 2001г, №12
5.Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» -2001, №4
6.Селевко. Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП – М,2005 г.
7.Родионова. И.А. Экономическая география. Учебное пособие – М, 1998г.
8.Гусинский. М.В. Введение в философию образования – М, 2000г.
9.Кларин. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках – М, 1994г.
10.Полат Е.С. Проблемы образования в канун 21 века – М, 1998г.
13 PAGE 141515
15