Изучение жанра фэнтези на уроках внеклассного чтения

Коптева Е.В.
Учитель русского языка и литературы
Изучение жанра фэнтези на уроках внеклассного чтения
Тема «Изучение жанра фэнтези на уроках внеклассного чтения» выбрана неслучайно. Жанр фэнтези сейчас прочно вошел в детское чтение, отчасти он представлен в программах Кутузова, Курдюмовой, Ладыгина, где предполагается к изучению вступление к трилогии Толкина «Властелин колец» и «Хоббит, или Туда и обратно».Данное произведение предлагается изучать в 5класе в разделе сказочная повесть. Но само понятие фэнтези ученикам не дается. В традиционной программе по литературе произведений фэнтези вообще не предусматривается, хотя жанр чрезвычайно популярен. Между тем в литературоведении нет достаточно полного определения этому жанру и указания его границ. Он часто входит в домашнее чтение учеников, поэтому важно научить ребенка самостоятельно оценивать художественные особенности этого жанра, научить читать такую литературу. Не менее важно научить ребят разграничивать фэнтези от других фантастических жанров (сказка, научная фантастика, миф ).
В настоящее время печатается крайне мало работ по теории и истории фантастики, тем более фэнтези. Основная работа, на которую я опиралась, - книга Е.Ковтун «Поэтика необычайного». Наиболее остро перед литературоведами стоит вопрос о разграничении произведений жанра фэнтези и произведений других фантастических жанров. Для этого нужно прежде всего выделить цель и способ использования вымысла и особенности картины мира, создаваемой в произведении.
Жанр фэнтези еще очень молод, он образовался в начале двадцатого века на основе прочно укоренившихся в литературе рыцарского романа, героического эпоса, волшебной сказки, готического романа, мифа, в какой-то мере исторического и авантюрного жанров и традиции романтизма. Собственно русского названия этого жанра нет, поэтому используется простая трансформация английского обозначения «fantasy», хотя попыток его сформулировать сделано много.
Выделяют разновидности фэнтези: философскую, сатирическую, псевдоисторическую и их сочетание. Каждое произведение получает от автора свой «окрас», зависящий от авторского мировоззрения. Но у всех произведений можно выделить постоянные жанровые особенности:
Действие происходит в созданном воображаемом автора мире, вся история которого не что иное ,как вымысел автора, но преподнесенный как реальный факт. Обычно этот мир имеет сходство со средневековым.
Обязательно среди героев произведения присутствуют колдуны, маги, духи как божественные силы и мифологические существа.
Главный герой обладает силой и ловкостью, магическими способностями.
Произведения фэнтези имеют глубокую детальность и описательность, что помогает писателю передать свой выдуманный, незнакомый читателю мир в цвете и объеме.
Каждое произведение фэнтези имеет свои индивидуальные особенности, идейную направленность.
Главный сюжетообразующий конфликт обычно строится на противопоставлении Добра и Зла и борьбе их сторонников друг с другом.
При выборе произведений для изучения в 6 классе я учитывала степень проявления в нем особенностей данного жанра, принадлежности к общепризнанной детской литературе и, конечно , возрастные особенности.
Фэнтези К.Льюиса «Хроника Нарнии» - это типичное произведение данного жанра, к тому же оно понятно и близко детям, так как в центре стоит герой-ребенок. Фэнтези Льюиса имеет широкий воспитательный потенциал, глубокую смысловую насыщенность, стремительный приключенческий сюжет и христианско-философский подтекст.
Мой были разработаны уроки внеклассного чтения по теме «Фэнтези» К.Льюиса «Хроники Нарнии», которые соответствуют 3 этапам.
Первый этап вводит читателя в мир фэнтези с помощью краткого анализа первой части «Племянник Чародея». На данном уроке учитель дает понятие этого жанра, знакомит с особенностями его, работает с учениками по разграничению жанров.
Полное погружение учеников в фантастический мир происходит на 2этапе,где ученики беседуют по второй повести «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Учитель добивается на данном уроке от учеников полной характеристики мира фэнтези, а ученики формируют в своем сознании целостную и объемную картину мира фэнтези.
Третий этап в большей степени посвящен философскому значению образа фэнтезийного мира Льюиса , его воздействию на «пришельцев» из нашего мира. На этом уроке подводится итог 2-х предшествующих занятий, приводятся в систему полученные знания и идет работа над системой образов произведения фэнтези.
На протяжении всех трех этапов ученики наблюдают проявление особенностей жанра фэнтези в конкретном произведении, ищут библейские мотивы, упражняются в разграничении произведения фэнтези, волшебной сказки ,мифа.

15