Презентация методической разработки Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики (Саха) Якутия «Южно-Якутский технологический колледж» Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы Кудряшова Т.Б.преподаватель русского языка и литературы Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр Преподаватель русского языка и литературы в работе сталкивается с серьёзными проблемами, среди которых можно выделить следующие: студенты относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;у них недостаточно развит навык работы с информационными источниками; чрезмерно увлекаясь интернет-ресурсами, «скачивают» информацию, не анализируя;словарный состав катастрофически снижается, как следствие возникают затруднения с умением грамотно формулировать мысли. ЗАДАЧИ:- изучить теоретические основы проектного метода;- проанализировать опыт педагогического сообщества по данной теме;- исследовать принципы организации проектной деятельности;- разработать технологию применения метода на уроках русского языка и литературы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: внедрение проектного метода в процесс преподавания русского языка и литературы. Теоретическая база «Учебное проектирование— это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).»Е.С. Полат «Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, надостижение оптимальным способом заранее запланированного результата..»М.А. Ступницкая «Слово «проект» ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание». «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта». Н.Ю. Пахомова Классификация проектов Основания для классификации Виды проектов По комплексности Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета).Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в образовательную программу). По характеру координирования проекта с явной координацией,со скрытой координацией. По продолжительности выполнения проекта мини – проекты (несколько недель);средней продолжительности (несколько месяцев);долгосрочные (в течение семестра, года) По количеству участников проекта Индивидуальные,Парные,Групповые. Классификация проектов по доминирующей деятельности Виды проектов Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Характеризуется наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет, мультимедийный продукт и др.) Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Примерные темы исследовательских проектов по литературе Сопоставление творчества различных писателей и героев художественных произведений. «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное», «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока», «Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ развития определенной тематики в русской литературе. «Тема пророчества в русской лирике», «Кто гений чистой красоты?», «Библейские мотивы в русской поэзии», «Антиутопия в литературе XX века». Изучение новаторства и традиций в художественном произведении. «Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века», «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века». Связь исторических событий с их литературным отображением. «Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание", «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”», «История: три волны русской эмиграции». Анализ произведений или эпизодов. «Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева», «Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"», «Ночная лирика Ф.И.Тютчева». Интеграция тем и предметов гуманитарного цикла «Романтизм в литературе и искусстве», «Музыка серебряного века», «Жизнь литературного произведения в искусстве», «Слово и музыка в стихах А. Фета» Информационные проекты «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии», «Что читает наше поколение?», «Литературные места России» и др. РУССКИЙ ЯЗЫК Профессионально ориентированный творческий проект «Моя профессия – моё будущее». Проектное задание:информация о содержании и условиях труда в профессии; условия и особенности ее получения в ГАПОУ РС(Я) «ЮЯТК»;информация о востребованности профессии на рынке труда, перспективы развития себя в этой профессии и любая другая полезная информация (знаменитые личности в этой профессии, интересные факты и тд) видеоролик буклет презентация РЕЗУЛЬТАТ Пакет документов Памятка по работе с проектом.Требования к оформлению проекта.Правила организации материала в презентации.Критерии оценивания проекта (портфолио, защита).График консультационных дней.Паспорт проектной работы. ЭТАПЫ РАБОТЫ Начальный Определение темы и цели проекта Зачем? Для чего мы делаем проект? Какого результата хотим достичь? Выдвижение гипотез Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Постановка задач Что нужно сделать, чтобы получить результат? Выбор способа и методов, планирование. Как мы это можем делать? Основной этап Поиск материала по теме, анализ, систематизация и оформление информации. Формулирование выводов. Заключительный этап Результат.Защита проекта и оценка результатов. Что получится как решение проблемы?Если что-то не удалось - это тоже результат. ЭТАПЫ РАБОТЫ «Проект - это 6 П» Для реализации метода проекта на всех его этапах используются информационно-коммуникационные технологии. Роль преподавателя ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Участие в проектной деятельности станет эффективным средством повышения мотивации на уроках русского языка литературы, будет способствовать формированию и воспитанию личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.Если работа по формированию проектного мышления станет внедряться в образовательный процесс с первого курса, то наши студенты на выпуске будут значительно увереннее себя чувствовать, защищая свой главный проект – выпускную квалификационную работу. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. Литература в школе, №11, 2008Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.Кенжебаева Б. А.Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 8Михайлова В.И. Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности. Проблемы и перспективы развития образования (IV): материалы междунар. науч. конф.(г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – 154 с.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей. М., 2008.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200