Использование междометий в речи и в художественных произведениях

Использование междометий в речи и в художественных произведениях

Тип урока: урок закрепления материала.
Цель урока: рассмотреть значение междометий в разговорной речи и в художественных
произведениях.
Задачи урока: закрепить знания учеников о междометии;
проверить умение отличать междометия от других частей речи;
научить определять значения междометий;
развивать интерес к поэзии.
Ресурсы урока: урок проводится с использованием интерактивной доски и флипчарта, но
при желании урок можно провести традиционным способом, используя
обычную доску, а так же магнитофон с аудиозаписью песен В.С. Высоцкого.
Методические приёмы: объяснение учителя, субъективация знаний, элементы анализа
текста, проектная деятельность, речемыслительная деятельность,
реализация межпредметных связей с литературой.
Ход урока:
Слово учителя.
Дорогие ребята! Я хотела бы начать наш урок не совсем обычно, предлагаю вам послушать подборку песен замечательного музыканта, поэта, композитора, человека очень нестандартного для того времени, в котором он жил – В.С. Высоцкого. Послушать и ответить на вопрос, какая часть речи нас могла бы заинтересовать и, может быть, даже сформулировать тему нашего урока.

Слайд 1



Владимир Семенович Высоцкий
-поэт, композитор, актер, человек
оригинального и нестандартного мышления.









Звучат отрывки из «Песни о друге» и «Песни попугая».
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился - и в крик

Давали мне кофе, какао, еду,
Чтоб я их приветствовал: «Х-ау ду ю ду!»
Но я повторял от зари до зари:
«Карамба!» «Коррида!» и «Чёрт побери!!!»
послушайте все, ого-го, эге-гей.
Меня, попугая – пирата морей!

Дети говорят, что их заинтересовали междометия, приводят примеры ( ого-го, эге-гей, чёрт побери, карамба и т д.) и формулируют возможную тему урока «Использование междометий в художественных произведениях и в разговорной речи».
Давайте вспомним, что это за часть речи – междометие - которой не нашлось места ни в знаменательных, ни в служебных частях речи?( Ученики дают определение междометия).
Какие междометия называются производными, а какие непроизводными? ( Ученики устно отвечают на вопрос, практическое задание выполняют на интерактивной доске, распределяя предложенные междометия на производные и непроизводные).

Слайд 2


производные междометия Ох, батюшки, ах, господи помилуй,
увы, матушки, здравствуйте, ого-го,
еге-гей, караул, чу, ой, чёрт побери

непроизводные междометия


А какие ещё части речи, уже нами изученные, бывают производными? (Дети отвечают, что наречия и предлоги, приводят примеры: в течение, вследствие, вглубь, в открытую, в крутую и т.д.).
На какие группы по значению можно разделить междометия? ( Эмоциональные, императивные, этикетные; практическое задание выполняется на интерактивной доске, распределяя междометия на заданные группы).

Слайд 3

Караул, чу, ой, ай, здравствуйте, господи, увы, спасибо, цыц, но, браво, чёрт возьми, марш, до свидания, брысь, ату.















Как расставляются знаки препинания в предложениях с междометиями? ( М
·еждометия обособляются запятыми, а при особой восклицательной интонации – восклицательным знаком; междометие о от обращения не отделяется запятой, междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис).
А самое главное, что умеют делать междометия, приобретая функцию, им не свойственную? ( Междометия легко «маскируются» под другие части речи и тогда приобретают синтаксическую функцию).

Сопоставительный анализ предложений.
Задание: расставить знаки препинания, определить какую роль и синтаксическую функцию имеют омонимичные слова.
О чём ты воешь, ветр ночной? ( О – предлог)
О, говори хоть ты со мной, гитара семиструнная. ( О – междометие)
Далече грянуло ура. ( Междометие играет роль существительного, в предложении является подлежащим)
Ура, мы ломим, гнутся шведы! ( Ура – междометие)
Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос! ( Междометие играет роль наречия, в предложении является обстоятельством)
Ого-го! Отзовитесь! ( Ого-го – междометие)

Моделирование диалога.
Задание: представить речевую ситуацию и составить небольшой диалог с использованием междометий (задание выполняется по группам).
1 группа – на рыбалке;
2 группа – на стадионе;
3 группа – о выступлении музыкальной группы;
4 группа – о фильме-боевике.

Все ли междометия, которые вы использовали в своих диалогах, являются исконно русскими? (Дети отвечают на вопрос, приводят примеры заимствованных междометий, практическое задание выполняют на интерактивной доске)

Слайд 4


Заимствованные междометия


из английского языка: адью, браво, кул, бис, полундра, вау, упс, баста


из итальянского языка:

из французского языка:

Ребята, помните, что междометия: вау, упс, блин, круто, остой и т.п. должны употребляться исключительно в разговорной речи и не выходить за рамки общения сверстников.
Итак, ребята, мы с вами выяснили, как используются междометия в разговорной речи, а что же с речью художественной?
Чтобы бегло определить место междометий в творчестве какого-либо поэта или писателя, достаточно взять томик его произведений и открыть алфавитный список или просто полистать сборник. Возьмём, например, томик произведений А.С. Пушкина: «О, если правда, что в ночи», «О, кто бы ни был ты», «Увы! Зачем она блистает», «Ура! В Россию скачет»

Проектная деятельность.
Дети демонстрируют заранее подготовленные презентации (поэтов, писателей выбирают по собственному желанию).
Ещё один вопрос, который в разговоре о междометии является спорным – это вопрос о звукоподражании (как правило, в детских презентациях встречаются такие примеры). Давайте попытаемся доказать, что звукоподражания составляют отдельную от междометий группу слов.
1. Что выражают междометия? (чувства и эмоции).
Что выражают звукоподражания? (сами по себе звукоподражания не выражаю ни чувств, ни настроений, а лишь передают различные звуки).
2. К кому обращены междометия? (к человеку или животному).
К кому обращены звукоподражания? (ни к человеку, ни к животному).
3. Междометия не имеют синтаксической функции.
Звукоподражания имеют синтаксическую функцию.

Задание: определить, какими членами предложения являются звукоподражания в следующих предложениях.
Бокал сказал «дзинь!» и разбился. (Сказал (что?) «дзинь!» - дополнение)
А щука бух в воду. (Щука (что сделала?) бух – сказуемое)
Ночью на болоте слышно лягушачье ква-ква. ( Ква-ква – подлежащее)

Итог урока:
момент рефлексии, обмен мнениями, выставление оценок.







































этикетные

императивные

эмоциональные

междометия







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315