Методические рекомендации «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы».
Методические рекомендации «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы».
Содержание.
1.Аннотация.
2.Введение.
3.Немного теории. Актуальность методических рекомендации.
4.Виды проектов.
5. Формы продуктов проектной деятельности.
6. Из опыта работы.
7. Список литературы.
Аннотация.
В методических рекомендациях рассматривается проблема реализации компетентностного подхода к организации учебной деятельности школьников, обосновываются преимущества таких деятельностных методов обучения, как проектная и учебно-исследовательская работа, их место в системе ФГОС.
Обозначены конкретные направления, формы, приёмы деятельности ученика и учителя на уроках русского языка и литературы и в урочной и внеурочной деятельности по преподаваемому предмету в области «Филология». Приводятся примеры тем проектов и исследований, созданных на основе программного материала по русскому языку и литературе.
Значимость работы: служит подтверждением эффективности (целесообразности и результативности) применения инновационных технологий для организации учебной работы в школе и дальнейшего послешкольного образования.
Введение.
Современная школа должна отвечать требованиям, предъявляемым обществом с его высокой планкой и ориентиром на международные стандарты качества образования. Запрос социума – люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, толерантные, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, способные к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
В формировании и становлении личности участвуют не только образовательные институты, но и институт семьи. Искать истоки воспитания и развития необходимо в семье. Н. В. Карлов, являющийся членом-корреспондентом РАН, в беседе с Савельевой Ф.Н. подчеркивает роль родителей в образовательном процессе, говоря об инстинкте подражания: «С молоком матери впитывает только что вступившее в жизнь существо начальные сведения о том, «что такое хорошо, что такое плохо». На этом этапе развития питание совпадает с воспитанием. Одновременно ребенку присущи трудолюбие, любознательность и потребность следовать некоему нравственному закону». Поэтому родители не должны отстраняться и занимать дистанцию в процессе подготовки молодого сочлена семьи к самостоятельной жизни.
Родители и педагоги являются наставниками детей, помогающими правильно организовать их деятельность, в нужное время корректируя, направляя и вдохновляя. Ребенок должен чувствовать себя не только как обучающийся, а для этого все условия создает образовательное учреждение, но и как самостоятельно действующая личность, принимая решения и решая задачи в школе и семье. Он постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он должен высказать, выдвинуть предложение, делать выбор.
Актуальность методических рекомендаций.
Учитывая то, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – это их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, педагог должен создать такие условия, чтобы школьник полюбил учиться. Только в этом случае будет высокий показатель качества образования. Верно сказал персидский писатель Саади: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».
Исходя из того, что основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
В настоящее время объемы учебного материала, требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи. Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованным из американской педагогики, в частности к студийной системе, одним из вариантов которой был «Метод проектов». Эта образовательная технология практически исчезла в 30 – е годы ХХ века и до недавнего времени не использовалась в российской школе. Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность. Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.). Определения Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению. Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы. Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами. Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.
Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.
Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);
коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником);
творческими (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
Занимаясь исследовательской, творческой и поисковой деятельностью, учащийся способен к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, нельзя забывать о такой мощной мотивации как извечная тяга человека к новому и неизведанному.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности школьников, так как истинное обучение идет через деятельность, и это не противоречит федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Кроме того, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.
Виды проектов:
По доминирующей деятельности:
Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по анализу произведений русской литературы 19 века. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другое.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Это проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. Ч. В Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный, нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть литературные альманахи, театрализации, лингвистические игры, произведения изобразительного или поэтического искусства, видеофильмы и т. П.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. П. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится заседание? Будет ли разрешен конфликт в произведении?
Телекоммуникационный проект – проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
По продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Их разработка наиболее продуктивна на уроках литературы.
Пример: проект «Составление модуля по теме», 9 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Пример: проект «Мы делаем газету», русский язык, 8 класс; работа в группах; продолжительность — 2 урока. 1-й урок:; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам, отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 2 урок: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Мною разработан проект методической недели учителей русского языка и литературы «Методический обоз».
1 день-открытие методической недели.
2,3,4 день –открытые уроки педагогов гимназии.
5 день-методический аудит (обсуждение проведенных уроков и их анализ).
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.).
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача.
Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
- Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Игра;
- Карта;
- Коллекция;
- Костюм;
- Макет;
- Модель;
- Музыкальное произведение;
- Мультимедийный продукт;
- Оформление кабинета;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ...;
- Праздник;
- Публикация;
- Серия иллюстраций;
- Система школьного самоуправления;
- Сказка;
- Справочник;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Учебное пособие;
- Чертеж;
- Экскурсия
- Разработка праздника «День рождения», «Масленица» и т.п.
Из опыта работы.
Приведу некоторые примеры проектной деятельности, являющиеся средством реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Проект «Книга вчера, сегодня, завтра».
Разговор о том, что печатная книга в 21 веке утрачивает свою актуальность оставляет много вопросов. По мнению одних, обладая всеми благами цивилизации, когда практически все компьютеризировано и не нужно себя утруждать перелистыванием страниц фолианта, человеку достаточно поставить аудиозапись, видеофильм любимого произведения. Другие же считают, что в таком случае такие «любители» книги лишены возможности держать в руках печатный образец, пахнущий типографскими чернилами. Книга материальна, а люди, по своей природе, привыкли к ощутимому миру.
Проект долгосрочный, предполагающий исследование на нескольких уровнях. Во-первых, изучаются теоретические аспекты существования книги в ее печатном и компьютерном варианте. Во-вторых, проводится интервьюирование и выявление читательских предпочтений детского коллектива. В-третьих, проводится анализ детских передач телевидения, с целью определения их роли в плане информативности для молодого поколения. Данный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Он позволяет школьникам осознать то, что книга и чтение является средством общекультурного развития и средством, гарантирующим учебные успехи по всем предметам.
Проект «Экслибрисы – веяние времени».
Данная тема актуальна и интересна для исследовательской деятельности учащихся, так как они изучают не только историю появления книжного знака, его развитие и преображение, совершенствование, но и знакомятся и проводят сравнительный анализ экслибрисов, создаваемых сейчас на просторах сети Интернет. В XXI веке искусство экслибриса еще живет и, будем надеяться, не исчезнет. Ребята могут предлагать и разрабатывать неизменные атрибуты самовыражения каждого человека. Этот проект интересен и тем, что межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся (связь русского языка с рисованием, литературой, ИКТ).
Творческий проект. Инсценирование фрагмента сказки.
Цель литературного образования – «воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве», как отмечает авторская программа по литературе под редакцией Б.А. Ланина, Л. Ю. Устиновой. Одним из средств реализации этой цели на уроках литературы являются ролевые проекты в форме инсценирования сказок. Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, формирует коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия. Ребята сами выбирают понравившийся им фрагмент сказки, составляют сценарий, организовывают репетицию и представляют проект зрителям. Это ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей. Инсценирование фрагментов сказок воспитывает культуру речевого общения и помогает раскрыть талант обучающихся на уроке литературы.
Сочинение рассказов разных жанров.
Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью можно предложить учащимся общую схему сочинения определённого жанра. Опорная схема с символами или знаками поможет школьникам представить общий сюжет рассказа, а замысел определяется идеями ученика.
Уроки литературы должны являться уроками добра, нравственности. Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу в классе, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Рассказы и сказки создаём с оптимистическим финалом, так как это помогает школьникам верить в возможность преодоления проблем, а значит, поможет и в дальнейшей самореализации жизни школьников.
Например, опорная схема-конспект для сочинения рассказа о путешествии двух друзей.
События
кто? 4572021082000 разговор будущее Описание действий
- в доме -2286049149000
действия 734695241300057150029718000Машина врмени 50609522415500
- на улице Два приятеля, друга 457207810500 фантазия
прошлое Возвращение домой
- в городе
-6858019748500
изобретение Каждый ученик вправе выбрать форму проекта. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества.
В результате творческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников и включения в образовательный процесс системы проектов на уроках литературы и русского языка у учащихся в 5 классе повышается уровень самостоятельности, воображения и творческого мышления. И каждому педагогу нужно, следуя мысли, сказанной замечательным деятелем педагогических идей В.А. Сухомлинским: «верить в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
Список литературы
Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В.Жарова. – М.: Просвещение, 1993.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. URL: http://semljne21.sitecity.ru. (Дата обращения: 20.01. 2014).
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
Савельева Ф.Н. Читай, молись да трудись! Разговор об образовании с Н.В. Карловым:[Электронный ресурс]. URL: http://www.vinograd.su. (Дата обращения: 15.01.2014).
5. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
6. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
7. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.
8. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.
9. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил.
10.Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.