ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №43»
Лобачева С.Н.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образовательного и воспитательного процессов.  В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная идея метода проектов- направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результат. Основные требования к учебному проекту. 1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проблемной группой внешним заказчиком. 2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. 3. Исследовательская работа как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. 4. Результатом работы над проектом является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. 5. Осуществление проекта требует на завершаемом этапе презентации продукта и защита самого проекта. 
Таким образом, проект - это «пять П»: - Проблема; - Проектирование (планирование); - Поиск информации; - Продукт; - Презентация.  Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.  Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличают четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Учащиеся работают над проектом «Школа- сад», «Зелёный десант». Осенью дети собирали семена цветущих растений, белили стволы деревьев, участвовали в посеве газонной травы, занимались посадкой цветов в вазоны.  Зимой изготавливали кормушки, подкармливали зимующих птиц. Весной выращивали рассаду. Продолжением данной работы стал проект «Мой край, задумчивый и нежный». Мы не только продолжили работу по озеленению школьного участка, но и постарались совершить экспедиции и экскурсии по территории города Рязани и Рязанской области. Любуясь красотой природы, мы с ребятами проводили рейды по уборке загрязнённых мест отдыха.  Ценность практико-ориентированного проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решать заданную проблему.  Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование . Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.  Детям нравится искать результат, который связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом. Темы исследований могут быть разнообразными. Например, «Почему некоторые предметы тонут в воде, а другие не тонут», «Почему в хлебе так много дырочек». Учителю необходимо создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы.  Работая над проектами «Улицы родного города», «Памятник моего округа», учащиеся узнали историю создания улиц нашего города, посетили музеи, выставки, проводили социологический опрос с жителями и родственниками.  Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. В проекте «Страна берёзового ситца» дети не только узнали биографию С.А.Есенина, нашего земляка,, прочитали его стихи, узнали о деревьях, которые упоминает в своём творчестве поэт, но и изготовили макет берёзы из бисера (к стихотворению «Белая берёза»). Работая над творческими проектами, учащиеся делают много удивительных открытий. Как руководитель проекта, учитель должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями.  Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных и исторических персонажей или выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. В проекте «Физминутки - это вам не шутки», учащиеся класса придумали свои разминки и обозначения, помогающие определить усталость детей на уроке. Существуют разнообразные формы, позволяющие представить результаты проектно-исследовательской деятельности: • конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; • выступления, как правило, для определенного круга -своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой; • доклад с целью сообщения новых знаний; • выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т.д.  - защита исследовательских работ и проектов на школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Защищая свои работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников - всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.  Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.  Использование методов проектирования позволяет активизировать познавательную и практическую деятельность обучающихся, формировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ собранного материала, самостоятельно принимать решение.  Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.