«Развитие творческих способностей учащихся на уроках путем внедрения метода проектов»

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках путем внедрения метода проектов»

Цели и задачи:
развитие у учащихся творческих способностей на уроках;
раскрытие их умений и навыков при выполнении творческих проектов;
рациональное сочетание различных методов и приемов работы на уроках.


Я работаю над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках. Выбор этой проблемы не случаен, т.к. учащиеся недостаточно глубоко и осознанно усваивают программный материал. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников, основываться на личном опыте ребенка, поэтому я использую метод творческих проектов.
Образовательные и воспитательные задачи обучения стараюсь решать комплексно, с учетом возрастных способностей учащихся. Применение различных приемов и методов обучения способствуют достижению стабильных результатов обучения, развития творческих способностей учащихся.
В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности личности. Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Поэтому я уверена, что развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна.
Использование новых информационных технологий позволяет нам решать некоторые задачи нетрадиционными способами. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, находят информационные источники для своих проектов.
Я вижу, что на уроках технологии, ИЗО изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой, живописью, моделированием, различными видами рукоделия, декоративно-прикладного искусства. Ведь эта работа наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися определенных навыков и умений также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности учащихся, развивают пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формируют пространственное воображение. Оценки за творческую деятельность на таких уроках я выставляю только положительные. С учащимися устраиваем коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне.
Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме и пр.)
Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Это особенно заметно у учащихся среднего звена, у которых эти качества проявляются наиболее ярко и которые обладают своим видением окружающего мира. Необходимо лишь правильно направить их творческую энергию. Бывает так, что я даю учащимся творческое задание, конечно, сразу в глазах учеников видишь недоумение. Но стоит только сделать небольшую подсказку, как идеи появляются одна за другой.
В мою задачу входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.
Развитию творческих способностей в дополнительном образовании является формирование информационной активности детей в творческой, познавательной, художественной и исследовательской деятельности, формирование вкуса к художественной деятельности, визуальной грамотности, т.е. умения видеть и создавать красивое.

Так чему же нужно научить ребенка, чтобы он смог творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом:
Нужно научить ребенка быть любопытным и любознательным, удивляться всему, будто видишь все в первый раз.
Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери), так как источник художественного творчества – память.
Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Чтобы творить, следует еще научить:
Владеть техникой творчества.
Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15