Урок Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха


«Использование приемов и методов НФТМ-ТРИЗ
на уроке физики»
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы применения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении физике для развития творческого и креативного мышления учащихся. Среди рассмотренных механизмов – методы и приемы, которые использованы на уроке:
«Нестандартный вход в урок». Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
«Игровой момент». «Приплюсуем-вычтем». Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
«Вопрос-размышление». Прием, который направлен на создание ситуации успеха. Выполняя задание, ученик получает удовольствие от своей деятельности. Это позволяет удерживать внимание ученика и закрепляет интерес к уроку.
«Да-нет». Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
«Изобретательские задачи». Прием, который направлен на:
повышение вероятности решения нестандартной задачи;
возможность решения творческих задач различной направленности и разного уровня сложности;
возможность решения одной задачи различными способами, что позволяет получить несколько решений;
возможность проверки хода решения и расширения полученного ответа;
развитие творческого мышления личности.
«Морфологический ящик». Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении физических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.
«Опрос по цепочке». Начинается с любой точки класса .Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому, третьему и т. д. жестом учителя и так до завершения ответа. Это целесообразно в случае, когда предлагается развернутый, логически связный ответ. После чего все ученики пишут его на оценку, на память. Для начинающих можно на первых порах во время устного ответа держать в это время тетрадь открытой. Эта форма опроса хорошо развивает речь ученика.
«Вопрос к тексту». Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
умение содержательно формулировать вопросы;
умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
«Синквейн». Структура «Синквейна»:
1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
«Творческое задание», «подобрать пословицы и поговорки»- прием, который является средством развития познавательной активности. Раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность.
«Продолжи фразу». Это прием, который дает ученику “вспомнить”, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию, полученную на уроке.
Ключевые слова. «Нестандартный вход в урок», «игровой момент, проблемный вопрос», «Да-Нет», «изобретательская задача», «морфологический ящик», «опрос по цепочке», «вопрос к тексту», «синквейн», «творческое задание», «подобрать пословицы», «рефлексия «Продолжите фразу», «скажи друг другу добрые слова».
Все сферы человеческой деятельности в современном, быстро меняющемся мире требуют инноваций.
А инновационная деятельность невозможна без творческого подхода к решению поставленных задач, без креативного мышления.
В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Значит, среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию должна выдвигаться на первое приоритетное место цель сохранения и дальнейшего развития творческого потенциала школьников и в итоге формирования креативной личности, личности, способной находить эффективные, нестандартные, нетривиальные решения задач той области деятельности, которую он выберет как профессиональную.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 года), является подтверждением того, что современное российское образование стало двигаться в этом направлении.
НФТМ - непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Цель педагогической системы Многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: формирование личности учащегося, обладающей системным мышлением, способной решать творческие задачи любого уровня.
Система НФТМ-ТРИЗ основана на поисково-познавательной деятельности учащихся и направлена на развитие творческого воображения, используя свободу мыслеизъявлений. Тем самым, выполняя творческие задания, учащиеся создают собственный интеллектуальный продукт в сотворчестве с учителем.
Урок по теме «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха». 8 класс.
Тема урока
«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»
Цель урока
Закрепление знаний о физических явлениях – испарении, кипении, конденсации.
Формирование понятия влажности воздуха.
Задачи урока
Образовательная:
Способствовать формированию знаний о влажности воздуха (абсолютной и относительной), способах измерения относительной влажности воздуха.
Научиться определять относительную влажность воздуха в классной комнате, используя традиционное оборудование и цифровую лабораторию SPARK.
Развивающая:
продолжить формирование умения работать с учебником, таблицами, схемами, лабораторным оборудованием, цифровой лабораторией;
выяснить отличие работы с традиционным оборудованием и новейшей лабораторией;
формировать навыки проведения учебного исследования.
Воспитывающая:
1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
2. Развивать общую культуру личности.
3. Способствовать толерантному воспитанию учащихся.
Формы организации учебной деятельности
Фронтальная
Парная
Индивидуальная
Групповая
Технические средства
традиционное оборудование (термометры спиртовые, ватка, стакан с водой),
компьютер,
интерактивная доска,
цифровая лаборатория «SPARK»,
презентация к уроку,
наглядные пособия,
дидактический материал.
План урока:
Этап I. Начало урока.
Цель этапа: приветствие класса, отслеживание настроя учащихся на плодотворную работу.
Прием «Нестандартный вход в урок». Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Этап II. Эмоциональный настрой.
Цель этапа: отслеживание эмоционального настроя учащихся на плодотворную работу.
Прием «Игровой момент». «Приплюсуем-вычтем». Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Этап III. Мотивация.
Цель этапа: Мотивация к учебной деятельности.
Прием «Вопрос-размышление». Прием, который направлен на создание ситуации успеха. Выполняя задание, ученик получает удовольствие от своей деятельности. Это позволяет удерживать внимание ученика и закрепляет интерес к уроку.
Этап IV. Актуализация знаний.
Цель этапа: содействовать актуализации знаний учащихся.
Прием «Да-нет». Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Этап V. Изучение нового материала.
Цель этапа: приобретение новых знаний и умений.
Проведение эксперимента. Учащимся необходимо самостоятельно поставить эксперимент, обсудить его исход.
Этап VI. Обсуждение и решение проблем.
Цель этапа: создать ситуацию, для решения которой необходимы нестандартные пути.
Прием «Изобретательские задачи». Прием, который направлен на:
повышение вероятности решения нестандартной задачи;
возможность решения творческих задач различной направленности и разного уровня сложности;
возможность решения одной задачи различными способами, что позволяет получить несколько решений;
возможность проверки хода решения и расширения полученного ответа;
развитие творческого мышления личности.
Этап VII. Решение учебных задач.
Цель этапа: содействовать усвоению физических понятий
Прием «Морфологический ящик». Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении физических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.
Этап VIII. Контроль знаний, обратная связь.
Цель этапа: оценка знаний учащихся.
Прием «Опрос по цепочке». Начинается с любой точки класса. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому, третьему и т. д. жестом учителя и так до завершения ответа. Это целесообразно в случае, когда предлагается развернутый, логически связный ответ. После чего все ученики пишут его на оценку, на память. Для начинающих можно на первых порах во время устного ответа держать в это время тетрадь открытой. Эта форма опроса хорошо развивает речь ученика.
Этап IX. Формирование умения задавать вопросы.
Прием «Вопрос к тексту». Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
умение содержательно формулировать вопросы;
умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Этап X. Обобщение.
Цель этапа: обобщение материала. Проявление творчества.
Прием «Синквейн». Структура «Синквейна»:
1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Этап XI. Домашнее задание.
Прием «Творческое задание», «подобрать пословицы и поговорки»
Этап XII. Рефлексия.
Цель этапа: Самооценка собственной деятельности на уроке.
Прием. «Продолжи фразу»
Этап XIII. Завершение урока.
Цель этапа: подведение итогов.
Ход урока:
Этап I. Начало урока. (Прием «Нестандартный вход в урок»)
До начала урока на окно ставлю графин с водой, а перед входом учащихся разворачиваю его противоположной стороной.

Прошу учащихся потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая.
Этап II. Эмоциональный настрой. (Прием «Игровой момент». «Приплюсуем-вычтем»)
Предлагаю ученикам слово, которое нужно угадать. Говорю, что данное слово - есть физическое понятие. По заданию оно является или частью какого-либо слова или его дополнением. Другими словами дается слово, к нему прибавляется или вычитается одна буква, а в результате получается загаданное слово.
Пара – А = пар
Этап III. Мотивация. (Прием «Вопрос-размышление»). Необходимо заполнить таблицу, отвечая на предложенные вопросы, к которым даны предполагаемые ответы. Выбрать из них один - верный. Получить ключевое слово.
В Л А Ж Н О С Т Ь
1) Почему в ветреную погоду человек переносит мороз хуже, чем в сухую?
В. Ветер забирает у человека теплый воздух
О. температура воздуха зависит от скорости ветра
Т. При ветре изменяется давление воздуха
2) Что нужно сделать, чтобы охладить льдом бутылку воды?
У. положить бутылку на лед
С. Положение льда и бутылки не имеет значения
Л. Положить лед на бутылку
3) Почему у самовара ручки делают деревянные?
О. Для удобства
В. Потому что металл является хорошим проводником тепла
А. Чтобы не обжечься. Дерево является плохим проводником тепла
4) При наливании горячей воды в стаканы они часто трескаются. Какой стакан скорее треснет: гладкий или граненый?
С. Гладкий, т.к. у него тонкие стенки
Ж. Граненный, т.к. стенки у него толстые.Внутренние и внешние сторо
ны его стенок расширяются неравномерно
Т. Оба лопнут
5) Почему чай в чашке обычно остывает быстрее, чем в стакане?
Н. Чашка имеет больший диаметр, чем стакан. Чем больше площадь ис
паряемой поверхности, тем быстрее происходит испарение
У. В чашке больше места
Т. Стакан высокий
6) Почему вынутое из кипятка яйцо не обжигает руки поначалу?
В. Потому что оно влажное и мокрое
О. Вода испаряется с горячей поверхности и охлаждает яйцо, поэтому руки не ощущают жара
Т. Обжигание рук происходит всегда
7) Как золотая птичка,
Одну минуту спичка
Почему в моих руках живет,
А кожу мне не жжет?
С. Дерево обладает малой теплопроводностью, поэтому тепло до пальцев не идет, пока огонь не коснется их
Т. Маленький огонь – маленькое тепло
А. Огонь долго распространяется
8) Почему не тает снежная баба, если на нее надеть шубу?
С. Шуба не пропускает тепло
Б. Шуба забирает всю энергию на себя
Т. Шуба сделана из меха, между ворсинками находится воздух. Воздух обладает плохой теплопроводностью
Этап IV. Актуализация знаний. (Прием «Да-нет»)
Загадан физический объект. (Психрометр)
Отгадайте, что я загадала. Вы можете задать мне не более 7 вопросов

Вопросы учащихся Ответы учителя
Это физическое тело? нет
Это физическая величина? нет
Это физическое явление? нет
Это физический прибор? да
Этот прибор относится к теме «Тепловые явления»? да
Этот прибор имеет отношение к новой теме? да
Этот прибор находится у вас на столе? да

Этап V. Изучение нового материала.
Фронтальная экспериментальная работа. «Наблюдение испарения жидкости»
Класс делится на три группы. Каждая группа имеет в своем распоряжении: термометр, стакан с жидкостью, ватка. У каждой группы разная жидкость. Например, вода, спирт, соленая вода.
Учащимся предлагается обсудить выполнение эксперимента. Поставить вопрос самостоятельно.

9378954381500
Этап VI. Обсуждение и решение проблем. Учащимся предлагается картинка «батарея отопления». Задание: предложить способы устранения сухого воздуха в квартирах.

Решения могут быть различными. Это и всевозможные увлажнители воздуха, и даже такие решения, как это

Этап VII. Решение учебных задач.
Прием «Морфологический ящик» - алгоритмический прием мышления, позволяющий получить большое количество идей даже новичку. Развивает креативность мышления.
Работа с опорным конспектом.

Этап VIII. Контроль знаний, обратная связь.
Прием «Опрос по цепочке».
На доске записаны новые слова урока. Учащиеся по цепочке, составляя связный рассказ с использованием новых слов отвечают.
Точка росы, влажность, парциальное давление, насыщенный воздух, гигрометр, психрометр, психрометрическая таблица, давление насыщенного пара, динамическое равновесие.Работа с цифровой лабораторией «SPARK». Определение влажности воздуха в классном кабинете. Сделать вывод.
413829520637500
2112010190500

Этап IX. Формирование умения задавать вопросы.
Прием «Вопрос к тексту». Ребята обращаются к тексту учебника. Составляют вопросы.
Этап X. Обобщение.
Прием «Синквейн». Ребята обобщают полученные знания. Как пример, что получилось.
Синквейн про влажность
«Влажность.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Абсолютная, относительная.
Величина»
Этап XI. Домашнее задание.
§ 19, вопросы в конце §
подготовиться к зачету
Творческое задание: подобрать и объяснить приметы, связанные с влажностью; создать небольшую презентацию по темам (влияние влажности на самочувствие человека, оптимальная влажность, влияние влажности на хранение книг; исторических ценностей и др.)
Этап XII. Рефлексия.
Прием «Продолжи фразу». Предлагаю ребята слова, которые надо продолжить по смыслу:
Влажность-
Пар-
Точка росы-
Психрометр-
Гигрометр-
Динамическое равновесие-
….
Этап XIII. Завершение урока.
Прием «Скажи друг другу доброе слово»
Применяемые методы и приемы в преподавании физики преследуют цели, предъявляемые современному школьному образованию, основной задачей которого является развитие творческого потенциала школьника, формирование креативной творческой личности, что является основной задачей ФГОС. Решению этой задачи способствует применение технологии НФТМ-ТРИЗ на уроках.
Ссылки на источники
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897-ФЗ.
2. Перышкин А.В./
Физика: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений Изд.12-е, дораб. Дрофа 2008
3.Утемов В.В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы //Концепт: научно- методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв» -Декабрь 2011,АКТ1102-Киров, 2011-URLhttp//www.covenok.ru /concept/2011/1102.htm
4.Утёмов В.В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа //Вестник Сургутского государственного педагогиче-ского университета.-2011.-№3.- С51-57
5.Утёмов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ //Концепт.- 2013.-Современные научные исследования. Выпуск 1.-ART 53572.-URL: http:ru/e-koncept.ru/2013/53572/htm
6. Утёмов В.В. ТРИЗ-педагогика: использование ТРИЗ в обучении школьни-ков математике.-Saarbrucken: AV Akademikerveland, 2012.-90с.