Рабочая программа по ИЗО УМК Начальная школа 21 века 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНО:
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол от « 28» август 2016 г. № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР___________/ И.Г. Мадьярова /
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора школы
от «31» августа 2016 г. № 171







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1 класса
на 2016-2017 учебный год






Рабочая программа составлено в соответствии
с ФГОС НОО

Составитель программы:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Волкова Татьяна Анатольевна




с. Абалак
2016 год

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по Изобразительному искусству для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13,28,47,48)
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19,5 ФГОС начального общего образования, утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373( в редакции от 18.12.2012)
3.Программы Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века»-М.:Вентана – Граф, 2013 г
4.Программы« Изобразительное искусство 1-4 классы.» Л. Г. Савенкова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.)
5.Учебника Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Н.В.Богдановой «Изобразительное искусство» 1 класс – М.:Вентана - Граф,2014 год

Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного курса.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;
- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
Предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Требования к уровню подготовки учащихся.
В конце 1 класса учащиеся должны знать:
три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;
синий + жёлтый = зелёный) и т. д.
простейшие приёмы лепки.
В конце 1 класса учащиеся должны уметь:
верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования кистью; применять простейшие приёмы лепки.

Раздел III. Содержание учебного предмета.
( 1 час в неделю, 33 часа)
Тема 1. Форма (9 часов).
Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д.
Тема 2. Цвет (7 часов).
С помощью цвета художник передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное)
Тема 3. Композиция (7 часов).
Композиция – главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий.
Тема 4. Фантазия (10 часов).
Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко и др.
Раздел IV. Тематическое планирование.

п/н
Тематическое планирование
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности

1.
Форма
9 часов
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

2.
Цвет
7 часов
1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);

3.
Композиция
7часов
1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома

4.
Фантазия
10 часов
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.













V. Календарно-тематическое планирование

п\п
№ в теме
Дата
Тема

Тип урока, форма проведения
Планируемые результаты обучения




план
факт


Предметные
Метапредметные

Раздел 1. Форма. 9 часов


1
1
02.09

Д.п. Экскурсия «Наблюдаем за деревьями необычной формы».
Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.
Урок открытия нового знания
Правилам работы с акварельными красками.
Работать кистью и акварельными красками.
Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.
Формирование мотивации к деятельности

2
2
09.09

Д.п. Игра «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру».
Урок рефлексия
Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов.
Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Умение самостоятельно работать по образцу.
Освоение способов творческого и поискового характера

3
3
16.09

Д.п. Игра «Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить вазы, подчёркивая форму».
Урок рефлексия
Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.
Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета.
Умение организовать рабочее место, работать красками.

4
4
23.09

Д.п. Экскурсия в лес. Рисование осенних листьев различной формы.
Урок открытия нового знания
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.
Смыслообразова-ние, формирование целостного взгляда на мир,
Овладение навыками технического исполнения рисунка.

5
5
30.09

Д.п. Игра «Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её».
Урок рефлексия
Приёмам выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.
Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Формулирование познавательной цели,развитие эстетических чувств,доброже-лательностии эмоционально-нравственной отзывчивости.

6
6
07.10

Д.п. Игра «Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя».
Урок рефлексия
Элементам узора Хохломы.
Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.

7
7
14.10

Д.п. Игра «Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи(клоун, принцесса, богатырь)».
Урок рефлексия
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей деятельности.

8
8
21.10

Д.п. Игра «Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела».
Урок рефлексия
Правилам работы с пластилином.
Лепить животных по памяти и по представлению.
Умение работать самостоятельно.
Овладение элементарными практическими умениями в скульптуре.

9
9
28.10

Д.п. Игра «Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет. Дать сосуду название».
Урок рефлексия
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Рисовать с натуры овощи и фрукты

Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.

Раздел 2. Цвет. 7 часов.

10


1
11.11

Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.
Урок общеметодологической направленности
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Рисовать с натуры овощи и фрукты
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.

11


2
18.11

Создание зимнего пейзажа.
Урок общеметодологической направленности
Правилам работы с акварелью.
Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

12

3
25.11

Изображение Весны- Красны на цветущем лугу. Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года.
Урок общеметодологической направленности
Правилам и технике выполнения орнамента.
Выделять элементы узора в народной вышивке.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

13



4
02.12

Рисование картины «Моё лето»
Урок общеметодологической направленности
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Последовательно наклеивать элементы композиции.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

14



5
09.12

Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.
Урок рефлексия
Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

15



6
16.12

Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко
Урок рефлексия
Элементарным правилам работы с гуашью.
Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

16


7
23.12

Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме
Урок рефлексия
Правилам работы с пластилином.
Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению.

Формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Раздел 3. Композиция. 7 часов.

17


1
13.01

Вступительная беседа о том, как располагать изображение на листе бумаги.
Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане.»
Урок общеметодологической направленности
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги

18


2
20.01

Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.
Урок общеметодологической направленности
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

19



3
27.01

Рисование одного из эпизодов русской народной сказки
« Теремок»
Урок рефлексия
Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях

20




4
03.02

Помоги Деду Морозу украсить окно снежинками.
Урок рефлексия
Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

21




5
17.02

Придумать разный узор по кругу для 3-х тарелок.
Урок рефлексия
Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии.

22

6
03.03

Аппликация. Собрать из геометрических фигур «Сказочный дворец»
Урок общеметодологической направленности
Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи.
Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии

23


7
10.03

Рисование волшебной паутины, которую сплёл паук.
Урок рефлексия
Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии

Раздел 4. Фантазия. 10 часов

24


1
17.03

Придумать свою сказку и изобразить её в нескольких картинах.(групповая работа)
Урок открытия нового знания
Элементам цветочного узора в хохломской росписи.
Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии


25


2
07.04

Придумать необычную шляпу для сказочного героя.
Урок рефлексия
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

26


3
14.04

Придумать узор для калейдоскопа.
Урок рефлексия
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстрат


27


4
21.04

Рисование волшебного листа, который остался на дереве зимой и украшение его.
Урок рефлексия
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

28


5
28.04

Придумать и нарисовать сказочную рыбу. Форма, цвет, оперение должны быть необычными.
Урок рефлексия
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

29


6
05.05

Нарисовать цветы, в которые превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, воробья, иволги, журавля, стрижа.
Урок общеметодологической направленности
Особенностям работы с пластилином, правилам лепки.
Лепить птиц по памяти и представлению.
Выбор способов решения поставленной задачи.
Формирование основ эстетического отношения к миру.

30
7
12.05

Рисуем животных из кляксы.

Урок рефлексия
Развитие умения считать способ действия и его результат с эталоном.
Воспитание экологической культуры.

31


8
19.05

Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.
Урок рефлексия
Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

32

9
26.05

Придумать и нарисовать планету-яблоко и фантастический мир на ней
Урок рефлексия
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии

33
10


Нарисовать волшебную музыку ветра.
Урок общеметодологической направленности
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615