Рабочая программа по изо (программа Начальная школа 21 века)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская школа имени Михаила Бабикова Краснинского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
1 класс
на 2016-2017 учебный год
ФИО разработчика:
Подмозова Антонина Николаевна
Должность: учитель
Категория: высшая
Красная Горка
2016 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения изобразительного искусства
ученик научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.
Первоклассник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема
раздела
Программное содержание
Основные виды деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
(16 ч)
Развитие фантазии и воображения
(11 ч)
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)
(6 ч)
1.Изучение окружающего мира и мира природы связь изобразительного искусства с природой)
2.Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника
3.Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
4.Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений.
6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
7. Развитие понятия зрительной глубины и её в рисунке: выделение первого плана., главного элемента в композиции.
8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
9. Получение нового цвета путём смешивания двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски.
10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб.
11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий ближе ниже, дальше выше. Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: «рядом», «над», «под».
12. Развитие индивидуального чувства формы.
13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение
1.Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет.
3.Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях.
4. Изображение движения.
5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку.
7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме.
8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства.
Создание глубинно- пространственной ком - позиции, в том числе по мотивам литературных произведений.
9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
10. Форма и украшение в народном искусстве.
11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
1.Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.
Экскурсия в парк или в лес.
5.Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
6.Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
Работа на плоскости
Познавательные:
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.
Размещать на рисунки предметы в разных положениях.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Иметь представление о набросках и зарисовках.
Работать разными мягкими материалами.
Наблюдать за животными и изображать их.
Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Регулятивные:
Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.
Представлять, откуда и когда появилось искусство.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Изображать по памяти и представлению.
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета. Форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движение людей, животных, птиц).
Получать сложные цвета путём смешивания двух красок (жёлтый красный, синий жёлтый, красный синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из выполненных игрушек.
Коммуникативные:
Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе.
Личностные:
Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.
Работа в объёме и пространстве
Познавательные:
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе ниже, дальше выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)
Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин).
Регулятивные:
Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Представлять соразмерность форм в объёме.
Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции.
Коммуникативные:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Личностные:
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Декоративно-прикладная деятельность
Познавательные:
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму.
Работать с готовыми формами.
Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.
Иметь представление о стилизации: пе ревод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.).
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Регулятивные:
Создавать коллективные работы
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные:
Формировать у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формировать духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Работа на плоскости
Познавательные:
Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года. Проводить линии разной толщины вертикальные, горизонтальные, изогнутые.
Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.
Передавать движение и настроение в рисунке.
Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.
Уметь работать в группе.
Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям.
Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук». Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель.
Регулятивные:
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом).
Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.
Передавать движение и настроение в рисунке.
Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.
Уметь работать в группе.
Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.
Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).
Коммуникативные:
Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы.
Личностные:
воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Работа в объёме и пространстве
Познавательные:
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.
Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Регулятивные:
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью.
Коммуникативные:
Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.
Личностные:
Воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формировать духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Декоративно – прикладная деятельность
Познавательные:
Создавать образ интерьера по описанию.
Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Регулятивные:
Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные:
Воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Формировать духовных и эстетических потребностей;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Познавательные:
Отличать материалы и инструменты художников живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.
Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Различать средства художественной выразительности
Наблюдать и воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Проводить коллективные исследования о творчестве художников.
Регулятивные:
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности.
Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.
Коммуникативные:
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник- скульптор».
Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Личностные:
Формировать у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
Воспитывать уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.
Развивать самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
Формировать духовных и эстетических потребностей.
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Воспитывать готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.
Отрабатывать навыков самостоятельной и групповой работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
Класс 1
Учитель Подмозова Антонина Николаевна
Количество часов по учебному плану - 33 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы Л.Г. Савенковой «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» (издательство: Москва, Вентана-Граф, 2013). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
Учебник Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2013.
№ урока п/п
Дата
Тема урока
Форма занятия
Примечание
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (6 ч)
1
Кто такой художник? Художник – живописец. Осенние листочки.
Урок-игра.
2
Чем и как рисовали люди? Наскальная живопись древних людей. Почему камни такие красивые?
Урок-путешествие.
3
Работа на плоскости. Знакомство с палитрой. Листопад. Создание своих цветов и оттенков.
Комбинированный урок.
4
Работа на плоскости. Изобразительная плоскость. Мы гуляли в лесу (проект на плоскости).
Урок-исследование.
5
Работа на плоскости. Художник – график. Строится новый дом.
Комбинированный урок.
6
Художник-живописец. Первые представления о композиции.
Урок-путешествие
Развитие фантазии и воображения (1 ч)
7
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. Работа на плоскости.
Урок-фантазия
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) (2 ч)
8
Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств.
Урок-путешествие
9
Идем в музей. Художник-скульптор. Скульптуры в музее и вокруг нас.
Экскурсия
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (3 ч)
10
Времена года. Теплые и холодные цвета. Работа на плоскости.
Урок-игра
11
Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка. Работа на плоскости.
12
Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. Декоративно-прикладное искусство.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) (1 ч)
13
Мастерская художника. Экскурсия в творческую мастерскую художника.
Урок-экскурсия
Развитие фантазии и воображения (1 ч)
14
Художник – архитектор. Конструирование замкнутого пространства. Работа в объёме и на плоскости.
Комбинированный урок.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) (1 ч)
15
Идем в музей. Просмотр видеофильма.
Комбинированный урок.
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (2 ч)
16
Художник-прикладник. Работа на плоскости.
Комбинированный урок.
17
.
Делаем игрушки сами. Работа в объеме.
Урок-практикум
Развитие фантазии и воображения (1 ч)
18
Кляксография. Освоение техники работы «от пятна». Работа на плоскости. Импровизация.
Урок фантазии
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (4 ч)
19
Какие бывают картины. Пейзаж. Работа на плоскости.
Урок-исследование
20
Какие бывают картины. Портрет. Работа на плоскости
Комбинированный урок.
21
Какие бывают картины. Сюжет. Работа на плоскости
Комбинированный урок.
22
Какие бывают картины. Натюрморт. Работа на плоскости
Урок изучения нового материала
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) (1 ч)
23
Идем в музей. Жанры изобразительного искусства. Работа на плоскости.
Урок-экскурсия
Развитие фантазии и воображения (3 ч)
24
Иллюстрация: рисунок в книге. Работа на плоскости.
Комбинированный урок.
25
Природа - великий художник. Работа на плоскости.
Комбинированный урок.
26
Времена года. Работа на плоскости.
Урок изучения нового материала
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (1 ч)
27
Акварель. Работа на плоскости.
Урок изучения нового материала
Развитие фантазии и воображения (5 ч)
28
Сказка с помощью линии. Работа на плоскости.
Комбинированный урок.
29
Рисование животных из клякс. Работа на плоскости.
Урок фантазии
30
Лепим животных. Работа в объеме.
Урок применения полученных знаний
31
Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. Декоративно-прикладная деятельность.
Комбинированный урок.
32
Разноцветный мир природы. Работа на плоскости.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) (1 ч)
33
Идем в музей. Времена года.
Экскурсия
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол №1 от 30.08.2016 г
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы М.Л. Листопадова
Приказ № 41 от 30.08.2016 г
Заголовок 115